Развитие способностей детей к дифференцированию мышечных усилий в процессе физического воспитания

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Колесникова
Кандидат педагогических наук, профессор Е.А. Земсков1
1Московский городской педагогический университет, Москва

Цель исследования состояла в обосновании эффективности средств для развития дифференцирования мышечных усилий у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Педагогический эксперимент проводился на базе ГБОУ СОШ № 2046 (корпус 2030), дошкольное отделение г. Зеленограда. В обследовании принял участие 41 ребенок.
Для определения уровня развития способностей детей 6-7 лет к выявлению динамических усилий основных мышечных групп тела были выбраны четыре теста: «Прыжки в длину с места на заданные ориентиры с открытыми и закрытыми глазами»; «Подъём туловища с фиксацией угла сгибания тела в контрольных точках 90° и 45°»; «Метание мяча в цель, расположенную на расстоянии 3 м, с открытыми и закрытыми глазами»; «Измерение силы мышц кисти с помощью детского динамометра».
По анатомическому признаку были определены виды двигательных заданий и упражнений, направленные на развитие способностей к дифференцированию мышечных усилий.
Материал статьи рассчитан на лиц, интересующихся теорией и методикой физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: дифференцирование динамических усилий, сенсо- и психомоторные качества, параметры двигательных действий.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. / В.К. Бальсевич, М.Н. Королева, Л.Т. Майорова // Теория и практика физ. культуры. – 1986. – № 10. – С.  21–24.
  2. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методика. Дидактика /Ю.К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912 с., ил.
  3. Гурный В.Б. Теория развития интеллекта / В.Б. Гурный. – М.: «Дом педагогики», 2006. – 96 с.
  4. Коломинский Я.Л. Детская психология: учеб. пособие / Я.Л.  Коломинский, Е.А. Паньков, А.Н. Белоус и др. – Мн.: Университетское. – 1988. – 399 с.
  5. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С. 96-99.
  6. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. – М., 2001. – 191 с.
  7. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. / Ю.В. Менхин. –  М.: Спорт Академ. Пресс, 2003 – 303 с.: ил.
  8. Никандров В.В. Психомоторика / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2004 –  104 с.
  9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. – Олимпийская литература,  2004. – 806 с.
  10. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии / Г. Тамар / Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко.– М.: Изд-во. «Мир», 1976. – 520 с.
  11. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников / А.П. Усов, А.В. Запорожец. – М., 1965 С. 15-16.
  12. Усков В.А. Совершенствование точности двигательных действий на основе развития мышечной координации в волейболе / В.А. Усков, Л.В. Капилович  // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 2.