Методология физического воспитания студентов на основе онтокинезиологического подхода

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент А.И. Загревская1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Гусева1
Т.В. Галайчук1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования заключалась в теоретико-методологическом обосновании применения онтокинезиологического подхода к физическому воспитанию студентов. Установлено, что данный подход, рассматриваемый как метапредметная основа спортивной науки и практики, может использоваться для построения системы физического воспитания студентов, учитывающей интеграцию интеллектуальных и двигательных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Показано, что педагогическая система физического воспитания студентов, основанная на онтокинезиологическом подходе, представляет собой интегративное единство антропологического, культурологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов, способствующих достижению поставленной образовательной цели. Системообразующим фактором построения данной системы является цель ее функционирования – формирование кинезиологической компетентности студентов, рассматриваемой как способность и готовность личности к саморазвитию и самосовершенствованию своего кинезиологического потенциала, что в большей мере соответствует требованиям современных федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Физическая культура и спорт» в высшей школе.

Ключевые слова: онтокинезиологический подход, педагогическая система, физическое воспитание, кинезиологическая компетентность, студенты.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  2. Загревская А.И. Кинезиологическая компетентность как отражение интегративного влияния физкультурно-спортивной деятельности на развитие личности студента / А.И. Загревская // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. – 2017. – № 2. – С. 63-66.
  3. Загревский В.И. Методологические основы эвристического поиска оптимальной техники спортивных упражнений на компьютере / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 83-85.
  4. Лубышева Л.И. Онтокинезиология – интегративное научное направление об управлении возрастным развитием физической активности человека / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 5. – С 2-4.
  5. Манжелей И.В. Средовый подход к физическому воспитанию студенческой молодежи / И.В. Манжелей // Образование и наука. – 2014. – № 2 (111). – С. 125-138.
  6. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ / И.Н. Мишин // Высшее образование в России. – 2018. – № 4. – С. 66-75.
  7. Сосуновский В.С. Кинезиологический потенциал детей старшего дошкольного возраста / В.С. Сосуновский, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 10. – С. 62-64.
  8. Шилько В.Г. Средства оптимизации стрессовых состояний студентов, занимающихся физической культурой / В.Г. Шилько, Т.А. Шилько, Е.С. Потовская, О.Н. Крупицкая // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 86-88.