Социокультурные факторы развития спорта в контексте теории поколений

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор культурологии, доцент М.В. Аверина1
1Московский государственный лингвистический университет, Москва

Анализируется влияние социокультурных факторов, выделенных в рамках теории поколений, на развитие спорта современности. Оценка степени воздействия обсуждаемых факторов конкретно на развитие спорта требует учета качественных и количественных параметров как для видимых изменений, так и для латентных. Определяются тенденции развития спортивных предпочтений преимущественно у поколений Y и Z.
Опираясь на общую характеристику исследуемых поколений, автор констатирует определенные тенденции развития спортивных предпочтений. Для поколения Y занятия спортом рассматриваются прежде всего как способ держать тело в тонусе, как возможность получить дополнительную порцию положительных эмоций, как источник эндорфинов и адреналина, ориентация на коллективные виды спорта, где нет победителя и проигравшего, «побеждает дружба» и каждый получает «благодарность за участие в соревновании» (Alsop Ron, 2008).
Поколение Z предпочитает активность в виртуальном мире. Две медиа компании – Activision Blizzard, одна из крупнейших в сфере компьютерных игр и развлечений, и ведущий издатель видеоигр Electronic Arts – делают ставку на революционное развитие киберспорта. Тем более что в 2022 г. в Китае на следующих Олимпийских играх заявлены соревнования по киберспорту: «Лига легенд» и Pro Evolution Soccer.

Ключевые слова: спорт, теория поколений, социокультурные факторы, миллениалы, центениалы, социокультурная динамика.

Литература

  1. Герасимова А. 12 инновационных фитнес-проектов для миллениалов [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/opinion/fitnes-dlya-millenialov/
  2. Каминская А. Личный опыт: за и против фитнес-челленджей [Электронный ресурс]. URL: https://vogue.ua/article/beauty/figura/lichnyy-opyt-za-i-protiv-fitnes-c...
  3. Малетин С. Особенности потребительского поведения поколения Z / С. Малетин // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 8. – № 21. – С. 3348-3360.
  4. Михеев О. Как виртуальная реальность применяется в спорте [Электронный ресурс]. – URL: https://hype.ru/@id103/kak-virtualnaya-realnost-primenyaetsya-v-sporte-zz98hkz1
  5. Ожиганова Е. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения / Е. Ожиганова // Управленческий учёт и российский бизнес. – 2015. – № 1. – С. 94-97.
  6. Социокультурные исследования сферы физической культуры и спорта в фокусе публикаций ТиПФК (2000-2017 гг.) // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта: матер. Междунар. науч.-практ. конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК, 30-31 мая 2018г. – Ч. I / под общ. ред. А.А. Передельского и др. – М.: РГУФКСМиТ, 2018. –  С.  366-370.