Физическая культура и спорт в вузе: реалии и перспективы

Фотографии: 

ˑ: 

Состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в вузах на современном этапе определяются прежде всего тем, что эта сфера социальной жизнедеятельности рассматривается в образовательном пространстве как важная составляющая профессиональной подготовки и как необходимое и важное средство профилактики заболеваний, укреп-ления здоровья, поддержания работоспособности студенческой молодежи. Уже многократно учеными и практиками доказывалось, что регулярные физкультурно-спортивные занятия стимулируют умственную активность. Студенты, регулярно посещающие учебные занятия по физическому воспитанию, реже испытывают зависимость от наркотических веществ, алкоголя, никотина по сравнению с теми, кто редко обращается к физическим упражнениям. Приступив к систематическим занятиям, многие студенты одновременно начинают соблюдать основные элементы здорового образа жизни: рационально питаться, отказываться от вредных привычек, строже относиться к личной гигиене. Все это обуславливает и актуализирует значимость в вузе учебной дисциплины «Физическая культура».
Однако все чаще звучат тревожные сигналы о необходимости сокращения учебных часов, перевода этой дисциплины в раздел самостоятельной работы студентов. Уже сейчас в образовательном стандарте 3+, 3++ элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту должны быть реализованы в объеме не менее 328 академических часов, обязательных для освоения, но эти часы не включены в программу бакалавриата и в «зачетные единицы не переводятся». В то же время известно, что обязательные академические часы могут реализовываться в форме самостоятельных занятий, которые студент проводит во внеурочное время по свободному выбору. Тогда естественно, что эти часы не включаются в объем учебной нагрузки кафедры и преподавателей. Кроме того, порядок реализации дисциплин (модулей) устанавливается образовательной организацией по собственному усмотрению. Тем самым ФГОС ВО предоставляют руководству вузов большую свободу выбора. Этим уже воспользовались некоторые вузы и сократили объем занятий по дисциплине «Физическая культура» до минимума. Многие руководители кафедр призывают вузовское сообщество обратиться к решению вопроса о дальнейшем присутствии учебной дисциплины «Физическая культура» в учебных планах образовательных организаций.
Вместе с тем достойной альтернативы дисциплине «Физическая культура» во многих вузах страны не существует. Элективные курсы (модули) по физической культуре и спорту, как правило, имеют ярко выраженный прикладной характер, позволяющий студенту успешно осваивать будущую профессию. Многие кафедры перешли на спортизированные формы занятий, что позволяет студентам выбрать наиболее привлекательный для них вид спорта или форму физической активности. Спортизированный подход к организации занятий стал инновационным вектором формирования у студентов мотивации и интереса к учебной дисциплине, во многих вузах улучшилась успеваемость, повысился уровень физической подготовлен­ности. Особый интерес стали вызывать подготовка и сдача норм ГТО. Об этом свидетельствуют многие публикации, сделанные в журнале «Теория и практика физической культуры».
Тем не менее надо усиливать профессиональную подготовку преподавателей кафедр физической культуры, нацеливать их на поиск новых средств и методов прикладной подготовки будущих специалистов, создавать условия для вариативности образовательного процесса.
Одним из факторов эффективных управленческих решений может стать интеграция работы кафедр и спортивных клубов вуза, которая позволит расширить возможности физкультурно-спортивной среды вуза, создаст условия для удовлетворения потребности студентов в коррекции фигуры, снижении веса, достижении быстрого эффекта от физкультурно-спортивных занятий.
Сегодня стало понятным, что только в рамках предмета «Физическая культура» в полной мере решить задачи физической подготовки студентов, их адаптации к обучению в вузе, сохранения здоровья достаточно сложно, поэтому обязательным элементом расширения физкультурно-спортивной среды должны стать соревнования: кроссы, велопробеги, спартакиады, а также спортивно-оздоровительные мероприятия: праздники, спортивные акции, социальные проекты спортивной направленности, волонтерство.
В сочетании учебной и внеучебной работы можно добиться эффекта и в биологической адаптации студентов, и в формировании профессиональных компетенций, что значительно повысит статус вузовского учебного предмета «Физическая культура». В статье «Перспективы», подготовленной аспирантом МГУ имени М. В. Ломоносова А. В. Сергеевым, прослеживается озабоченность дальнейшей жизнеспособностью данной дисциплины. Автором рассмотрены основные действующие нормативные акты, определяющие организацию процесса физического воспитания в современном вузе. На основе контент-анализа и сравнения документов по ряду ключевых характеристик выявлены существенные расхождения по нескольким позициям. Высказывается мнение о том, что следствием подобной ситуации на практике может стать слабо управляемый со стороны государства процесс физического воспитания в вузе с учетом несовершенства нормативно-правового регулирования. Как результат – снижение качественных характеристик реализации государственной политики в данной сфере.
В связи с этим становится актуальным совершенствование действующего законодательства в области физического воспитания студентов, достижение его внутренней непротиворечивости. Решение данной задачи рассматривается как одно из важных условий уменьшения количества аберраций в процессе воплощения государственной политики России по формированию физической культуры студентов, что, в свою очередь, ведет к укреплению человеческого капитала и социально-экономическому развитию страны в долгосрочной перспективе.
Обобщая полученные результаты по ряду принципиальных количест­венных и качественных характеристик, можно констатировать противоречивость действующих сегодня документов, регулирующих порядок организации физического воспитания студентов. На фоне полученных вузами полномочий данный факт может иметь негативные последствия в отношении качества воплощения государственной политики по формированию физической культуры студентов. Таким образом, согласование и совершенствование действующей нормативно-правовой базы в области физического воспитания студентов – одно из важных условий построения системы физического воспитания в высшей школе.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева