Периоды чувствительности развития физических способностей двигательных умений и навыков учащихся школьного возраста Республики Калмыкии

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Петрова1
Кандидат педагогических наук Э.Н. Калдариков2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина1
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Элиста

В статье показаны периоды чувствительности развития физических способностей у учащихся школьного возраста различных типологических групп. Важной особенностью развития физических способностей у 7-17-летних учащихся разного пола, разных типов телосложения и уровней биологического развития являются гетерохронность и различия в характере и интенсивности проявлений сенситивных периодов. У представителей астеноидного и торакального типов телосложения с возрастом наблюдается повышение интенсивности сенситивных периодов, у занимающихся мышечного и дигестивного типов телосложения – относительное снижение интенсивности. Показатели воспроизводимости результатов в анализируемых контрольных упражнениях существенно различаются у учащихся разного пола, возраста и типов телосложения. Наиболее высокая стабильность интегральных характеристик сформированности двигательных умений и навыков в двигательных заданиях отмечена у учащихся торакального, затем мышечного, астеноидного и дигестивного типов телосложения. У мальчиков выявлена бóльшая стабильность показателей сформированности двигательных умений, чем у девочек. Авторами разработана оценка эффективности техники упражнений на основе реализации двигательного потенциала школьников с учетом комплекса наиболее информативных показателей результативности в данном тестовом задании.
Модели определения двигательного потенциала учащихся выявлены с использованием упражнений (бег на 30 м, прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, метание набивного мяча, PWC170), что позволяет проводить сквозное тестирование учащихся.
Разработка периодов чувствительности развития физических способностей, формирования двигательных умений и навыков позволяет эффективно управлять физической и технической подготовкой школьников и индивидуализировать учебный процесс по физическому воспитанию.

Ключевые слова: учащиеся, физические способности, двигательные умения, воспроизводимость, тип телосложения, учебный процесс.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирование – новая стратегия физического воспитания в Российской Федерации / В.К. Бальсевич // Физическая культура и здоровье студентов вузов: матер. Всерос. науч.-практ. конф. – СПБ: СПБГУП, 2013. – С. 13-15.
  2. Карпов В.Ю. Исследование динамики показателей физической подготовленности мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.Д. Калинин, Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 9 (127). – С. 109-113.
  3. Кудинова В.А. Эффективность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры / В.А. Кудинова // Физическая культура в школе. – 2015. – № 3. – С. 21-25.
  4. Матвеев А.П. Содержание понятия «здоровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования /А.П. Матвеев, А.С. Махов, В.Ю. Карпов, А.В. Корнев // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 59-61.
  5. Прогонюк Л.М. Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе / Л.М. Прогонюк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – № 4. – С. 12-15.
  6. Чернышенко Ю.К. Критерии оценки методологической эффективности педагогических методик / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, М.М. Шестаков // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2012. – № 4. – С. 70.