Проявление личностно значимых смыслов в индивидуально-деятельностном пространстве физической культуры у студентов с ограниченными возможностями здоровья

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Шулятьев1
1Российский университет дружбы народов, Москва

Представлены результаты научных изысканий авторов, посвященных проблеме оптимизации физического воспитания, включая и самовоспитание студентов с ограниченными возможностями здоровья в современном вузе. Выявленные субъектно значимые позиции о ценностях физической культуры у представленного контингента позволили конкретизировать содержание и определить методические особенности эффективного освоения образовательного материала по дисциплине «Физическая культура». Реализация учебного процесса с опорой на личностно-деятельностный, рефлексивный, аксиологический подходы позволила актуализировать у студентов потребность в совершенствовании атрибутов управления поведением в сфере формирования физической культуры личности, усилить здоровьеформирующие и здоровьесберегающие контексты поведения, отраженные в характере двигательной активности. Организация самостоятельной работы студентов в практико-ориентированном формате, учитывающем весомые смысловые конструкты индивидуального деятельностного пространства физического самовоспитания, обусловила более полное включение допустимых и рекомендуемых форм занятий физическими упражнениями и различных видов двигательной активности в повседневный быт студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическая культура, студенты с ограниченными возможностями здоровья, образовательный материал, рефлексия, самовоспитание, деятельностный подход.

Литература

  1. Голикова Е.М. Теоретико-методологические основы адаптивного физического воспитания в вузе / Е.М. Голикова, Л.И. Лубышева // В сб.: Молодежь – науке – VIII. Актуальные проблемы туризма, спорта и бизнеса / Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. / Отв. ред. К.Г. Томилин. – 2017. – С. 328–332.
  2. Ким Т.К. Основные аспекты формирования здорового образа жизни детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях: коллективная монография / Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко, Б.Д. Юдин и др. – М.: МПГУ, 2011. – 152 с.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
  4. Мушаков А.А. Рефлексия как способ и средство преодоления кризиса высшего физкультурного образования / А.А. Мушаков, С.Д. Неверкович // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016. – № 1. – С. 90–95.