Морфофункциональное состояние и физическая подготовленность студентов с различными тотальными размерами тела и двигательной активностью

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Р.А. Гайнуллин1
Доктор биологических наук, профессор А.П. Исаев2
Доцент Р.Я. Абзалилов1
1Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, Уфа
2Южно-Уральского Государственного университета (НИУ), Челябинск

Дифференциация и индивидуализация физической подготовки студентов с учетом специфики образования медицинского университета, морфофункционального состояния, тотальных размеров тела, национальных особенностей требует внедрения в информационное пространство здоровьесбережения и здоровьеформирования, индивидуально-дифференцированного физкультурного образования. Системный подход позволит определить физическую подготовленность студентов различных групп допуска к физическому воспитанию и осуществлять контроль текущей и долговременной адаптации к мышечным воздействиям. Значительное количество студентов, поступивших на 1-й курс, составили преобладающее число занимающихся физическим воспитанием в специальных медицинских группах (СМГ) и затем в основной, подготовительной и группах специализации. Важность таких исследований в процессе обучения в вузе не вызывает сомнения, т.к. полученные результаты морфофункционального состояния студентов расширяют и углубляют современные представления в области возрастной физиологии, теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки. Являются основой создания базы данных и региональных стандартов функционального состояния и физического развития молодых людей в возрасте 17-19 лет. Полученные сведения об особенностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем юношей и девушек в возрасте 17-19 лет дают возможность обнаруживать ранние сдвиги в состоянии их здоровья, способствуют выявлению групп риска среди практически здоровых молодых людей. Это позволяет подобрать индивидуальные варианты оздоровительной работы с ними и своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия.

Ключевые слова: физическая подготовленность, функциональное состояние, тотальные размеры тела, специальная медицинская группа, функциональная проба, силовая выносливость.

Литература

  1. Автандилов Г.Г. Медицинская морфология / Г.Г. Автандилов. – М.: Медицина, 1990. – 379 с.
  2. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, А.Я.  Бендет. – Киев: Здоровiя, 1989. – 216.
  3. Гайнуллин Р.А. Интегральная оценка физической подготовленности и состояния студентов различных групп здоровья Башкирского государственного медицинского университета / Р.А.  Гайнуллин // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Перспективные исследования в физической культуре, спорте и туризме», ИСТиС, ЮУрГУ. – Челябинск, 2014. – С.  157-162.
  4. Исаев А.П. Полифункциональная мобильность и вариабельность организма спортсменов олимпийского резерва в системе многолетней подготовки: монография / А.П. Исаев, В.В. Эрлих. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – 502 с.
  5. Исаев А.П. Индивидуализация спортивной подготовки: состояние, проблемы и перспективные решения / А.П. Исаев, В.В. Рыбаков, В.В. Эрлих. – Челябинск: ЮУрГУ, 2016. – 531 с.
  6. Исаев А.П. Динамика показателей морфофункционального состояния и физической подготовленности студентов / А.П. Исаев, В.И. Заляпин, Р.А. Гайнуллин, Ю.Б. Кораблева // Вестник ВолГМУ. Серия: «Экология и природопользование». – 2016. – Т. 2. – № 1. С. 160-171.
  7. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 192 с.
  8. Куликов А.Ф. Педагогические технологии здравостроения и образовательной деятельности молодежи / А.Ф. Куликов // Культура физическая и здоровье. – Воронеж, 2004. – № 1. – С. 53-56.
  9. Потапова Т.В. Информационное пространство здравотворчества в индивидуально-дифференцированном физкультурном образовании учащихся 1-11-х классов: монография / Т.В. Потапова, А.В.  Ненашева, Е.В. Быков / под ред. А.П. Исаева. – Тюмень: ТюМГУ, 2008. – 445 с.