Эффективность модифицированной методики с использованием средств йоги в аспекте качества жизни студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.П. Анищенко1
Доктор медицинских наук, профессор В.А. Заборова2
Доктор медицинских наук, профессор К.Г. Гуревич1, 3
Доктор медицинских наук, профессор К.М. Ломоносов2
1Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва
2Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва
3Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва

Рассматривается динамика изменения психологического восприятия мира студентами в процессе занятий по модифицированной методике физичес-кой культуры, которая основана на принципах йоги. Наблюдение в течение 3 лет проводили над 206 студентами. В отличие от традиционных занятий физической культурой занятия по модифицированной методике физической культуры привели к достоверному росту качества жизни по шкалам состояния здоровья, физического и физиологического благополучия, уровня независимости, общего качества жизни. Данный рост отмечается как в период активного вмешательства, так и после его прекращения. Изменения качества жизни происходят вместе с изменениями уровня общей физической активности. В группе студентов, занимающихся йогой, уровень физической активности продолжает возрастать и после прекращения активного вмешательства. В то же время в группе студентов, выбравших обычные занятия физической культурой, при активном вмешательстве уровень физической активности практически не меняется, а после прекращения вмешательства – снижается.
Методология проведения занятий по физической культуре исключила возможность формирования комплекса «менее успешного» обучающегося, что повысило заинтересованность студентов в занятиях.
Модифицированная методика преподавания физической культуры в долгосрочной перспективе зарекомендовала себя с позитивной стороны, что позволяет надеяться на ее более широкое внедрение.

Ключевые слова: студенты, психология, физическая культура, качество жизни.

Литература

  1. Анищенко А.П. Разработка и обоснование модифицированной методики ведения занятий физической культурой для студентов / А.П. Анищенко, А.Н. Архангельская, Е.А. Дмитриева // Вестник новых медицинских технологий. – 2016. – № 23 (6). – С. 105 – 09.
  2. Анищенко А.П. Педагогический эксперимент по разработке модифицированной методики преподавания физической культуры для студентов медицинских групп / А.П. Анищенко, К.Г. Гуревич, Н.Г. Игнатов // Вестник спортивной науки. – 2017. – №1. – С.  68- 71.
  3. Анищенко А.П. Сравнение пищевых предпочтений студентов до и после занятий физической культурой и обучения принципам рационального питания / А.П. Анищенко, А.Н. Архангельская, И.В. Маев // Доказательная гастроэнтерология. – 2016. – № 3. – С.  44-48.
  4. Бурдюкова Е.В. Некоторые особенности мониторинга физического состояния школьников старших классов общеобразовательных школ, имеющих разный уровень двигательной активности, с применением компьютерных систем / Е.В. Бурдюкова, К.Г.  Гуревич, В.А. Орлов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2011. – № 10 (1). – C. 8-11.
  5. Бурдюкова Е.В. Актуальные проблемы физического здоровья детей и подростков / Е.В. Бурдюкова, Ю.В. Скотникова, Д.А. Пустовалов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. – 2016. – № 1. – С. 25-29.
  6. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи / К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 11. – С. 33-35.
  7. Костычаков В.Ф. Роль подвижных игр в повышении интереса к занятиям по физической культуре / В.Ф. Костычаков, А.Ю. Бордачев // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 14. – С. 594-597.
  8. Котова Т.Г. Формирование интереса к профессиональной деятельности у студентов института физической культуры, обучающихся по дисциплине «Единоборства» / Т.Г. Котова, С.В.  Дмитриева // Теория и практика физ культуры. – 2017. – № 12. – С.  21-23.
  9. Оранская А.Н. Ожирение и уровень физической активности среди московских школьников / А.Н. Оранская, Е.В. Бурдюкова, Д.А. Пустовалов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2015. – № 14 (2). – С. 366-371.
  10. Палаткина Г.В. Формирование ценностных отношений студентов к физической культуре / Г.В. Палаткина, С.В. Попов // Гуманитарные исследования. – 2017. – № 2 (62). – С. 80-83.
  11. Паршикова Н.В. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, В.Н. Малиц // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 12. – С. 3-5.
  12. Титаренко А.А. Оптимизация учебного процесса дисциплины «Физическая культура» средствами аэробики / А.А. Титаренко, О.Б. Маметова // Таврический медико-биологический вестник. – 2017. – № 20 (1). – С. 119-122.
  13. Ющук Н.Д. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / Н.Д. Ющук, И.В. Маев, К.Г. Гуревич (ред.). – М.: Практика, 2015. – 416 с.