Социально-психологическая модель здоровья и физической рекреации

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев1
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Панченко1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пахолкова1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Целью исследования стало научное обоснование модели социально-психологического здоровья и определение возможности её реализации посредством физкультурно-рекреационной деятельности.
При построении модели социально-психологического здоровья и определении возможностей её реализации посредством физкультурно-рекреационной деятельности авторы исходили из методологического принципа, согласно которому социально-психологическое здоровье включает три тесно взаимосвязанных вида здоровья: социальное, психологическое и душевное. Представленное структурно-компонентное строение социально-психологического здоровья носит условный характер и допускается лишь в аналитических целях.
Представленные модели физической рекреации имеют общее основание – здоровье человека, но опираются на разные уровни его организации. Физическое здоровье базируется на биологических закономерностях организма человека, как материального субстрата здоровья, рассматривается на уровне индивидных свойств человека и нашло свое наиболее полное отражение в адаптационно-оздоровительной модели физической рекреации. Психологическая модель физической рекреации представлена двояко: на уровне психологических свойств личности и побудительных стимулов физкультурно-рекреационной деятельности. Эти два уровня представлены в гуманистической и мотивационной моделях физической рекреации. Душевное здоровье формируется за счет использования социокультурных возможностей физической рекреации. В предупреждении и коррекции возникающих негативных тенденций в здоровье человека и заключается основная целевая предназначенность физической рекреации.

Ключевые слова: физическая рекреация, здоровье человека, социально-психологическая модель, культура личности, критерии социального здоровья.

Литература

  1. Братусь Б.С. Постановка проблемы нормы психического развития / Б.С. Братусь // Анатомия личности. – М., 1988. – С. 6-24.
  2. Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: автореф. дис. … докт. филос. наук / А.Я. Канапацкий. – Уфа, 2004. – С.  23.
  3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
  4. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 52-54.