Психолого-педагогическое сопровождение шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья в соревновательно-тренировочной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова
Российский государственный социальный университет, Москва

Исследованы и структурированы основные направления психолого-педагогического сопровождения шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья в массовом спорте и спорте высших достижений. Был проведен контент-анализ программно-нормативных документов, регулирующих адаптивную шахматную подготовку. Обобщен опыт психолого-педагогического сопровождения шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья на базах Интернет-портала «Шахматная Планета»; государственных бюджетных учреждений г. Москвы территориальных центров социального обслуживания «Алексеевский» и «Южнопортовый»; Психоневрологического интерната № 24 (Москва); Российского государственного социального университета.
Результаты проведенных исследований позволили:
– охарактеризовать основные аспекты психолого-педагогического сопровождения шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья;
– структурировать технологию психолого-педагогического сопровождения шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья с учетом форм нозологии, средств, методов и форм соревновательно-тренировочной деятельности;
– разработать и реализовать диагностическую технологию психолого-педагогического сопровождения шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья в массовом спорте и спорте высших достижений, используя психодиагностические тесты и методики;
– очертить методы повышения действенности психолого-педагогического сопровождения шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья.

Ключевые слова: адаптивный шахматный спорт, система адаптивной шахматной спортивной подготовки, психолого-педагогическое сопровождение, диагностическая технология.

Литература

  1. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе // А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов, М.С. Белов // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 53–55.
  2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / C.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
  3. Михайлова И.В. Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 46-47.
  4. Сафиулин Э.М. Влияние игры в шахматы на функциональное состояние инвалидов / Э.М. Сафиулин, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 7. – С. 52.
  5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт]. – URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 22.12.2018).
  6. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина, Ю.С. Бернина // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 66–68.
  7. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 24.12.2018).
  8. URL: http:// pdfs.semanticscholar.org/e2dd/31c7db68667f1485f80d0e5a3ebb65fd960d.pdf / (дата обращения: 21.12.2018).