Психолого-педагогическая профилактика риска отсева юных спортсменов из спортивных групп

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьев1
Доктор педагогических наук, доцент А.Г. Грецов1, 2
Кандидат психологических наук, доцент Ю.С. Пежемская2
Кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Сомова2
Магистр психолого-педагогического образования А.Р. Линкевич2
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Целью исследования являлось изучение характеристик образовательной среды детско-юношеской спортивной школы во взаимосвязи с индивидуально-психологическими особенностями спортсменов младшего школьного возраста как предикторов, снижающих риск отсева детей из спортивных групп, для последующей разработки программ профилактики отсева.
В комплексном пилотажном исследовании принял участие 61 человек: дети младшего школьного возраста, занимающиеся спортивной аэробикой в Детско-юношеской спортивной школе г. Санкт-Петербурга (35 чел.), их родители (21 чел.), тренеры по спортивной аэробике (5 чел.).
В работе использовался психодиагностический комплекс методик (анкетирование, тестирование, шкалирование), а также метод включенного наблюдения за выполнением детьми методики «Нерешаемая задача».
Результаты оценки характеристик образовательной среды в зависимости от уровня риска отсева спортсмена из группы показали, что у всех детей, их родителей и тренеров проявляется позитивное отношение к среде; дети с высоким уровнем риска отсева не в полной мере удовлетворены значимыми характеристиками среды. У юных спортсменов с высоким риском отсева преобладает слабый и средне-слабый тип нервной системы, низкие показатели по шкалам «Физическая компетентность» и «Тренерское принятие»; спортсмены не чувствуют необходимой им поддержки со стороны тренера; высокий уровень упорства коррелирует с низкой самооценкой и самооценкой исполнительского мастерства.

Ключевые слова: психолого-педагогическая профилактика, риск отсева спортсменов из спортивных групп, младшие школьники.

Литература

  1. Александрова Н.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И.  Александрова, Т.И. Шульга // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – С.  130-132.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А.  Баева. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002.
  3. Варданян Ю.В. Проблемы исследования психологической безопасности субъекта спортивной деятельности и обоснование стратегий ее реализации / Ю.В. Варданян // Российский научный журнал. – 2012. – № 5 (30). – С. 71-77.
  4. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренности, талант / Л.В. Волков. – К.: Вежа, 1997.
  5. Грецов А.Г. Формирование интереса к спорту у подростков и молодежи: метод. реком. / А.Г. Грецов. – СПб.: СПНИИФК, 2015.
  6. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.
  7. Ильин Е.П. Психология спорта: современные направления в психологии / Е.П. Ильин. – Л.: Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, 1989.
  8. Лубышева Л.И. Профессия «Тренер»: знать, понимать, любить… / Л.И. Лубышева. – М.: Изд-во: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2018. – С. 93.
  9. Пежемская Ю.С. Психологическая безопасность как маркер качества образовательной среды детско-юношеских спортивных учреждений / Ю.С. Пежемская, А.Р. Линкевич // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка. Материалы всерос. науч.-практ. конф. – СПб.: ЛОИРО, 2017. – C.  17-25.
  10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
  11. Чернышева Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста / Н.С. Чернышева // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. – 1997. – № 3. – С.22.