Актуализация личностных ресурсов как направление психологического консультирования спортсменов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Е.А. Петрова1
Кандидат психологических наук, доцент Л.В. Сенкевич1
Кандидат психологических наук Д.А. Джафар-Заде1
Кандидат психологических наук, доцент А.В. Романова1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Целью исследования являлось обоснование актуализации поведенческой активности, копинг-стратегий, смысложизненных ориентаций, психологической удовлетворенности как личностных ресурсов в психологическом консультировании спортсменов. В исследовании участвовало 100 спортсменов-студентов, обучающихся на факультетах физкультуры ряда вузов г. Москвы, в возрасте от 17 до 23 лет, профессионально занимающихся различными видами спорта. На первом этапе были выделены две группы испытуемых: группа спортсменов, демонстрирующих сравнительно высокие уровни удовлетворенности, осмысленности жизни, оптимизма и активности и доминирование продуктивных стратегий совладания со стрессом – 1-я группа, 2-я группа – это спортсмены с низкими уровнями удовлетворенности, осмысленности жизни, продуктивных копинг-стратегий и сниженными показателями оптимизма и активности. На втором этапе исследования с участниками 2-й группы проводились психологические консультирования в течении 3 месяцев, по две встречи в неделю, как в индивидуальной, так и в групповой форме.
На заключительном – третьем – этапе исследования по завершении программы психологического консультирования проводилась повторная психодиагностика. В результате экспериментального исследования изменились многие показатели личностных ресурсов спортсменов, т.е. психологическое консультирование оказало влияние (выявлены достоверные различия (при р<0,05)) и на коппинг-стратегии совладающего поведения спортсменов (дистанцирование, планирование решений), и на их смысложизненные ориентации (цели, процесс, результат, локус контроля – Я, локус контроля – жизнь, общий показ осмысленности жизни), в результате на активность и оптимизм, а в итоге в целом на удовлетворенность жизнью.

Ключевые слова: спортивная психология, психологическое консультирование, личностные ресурсы, активность, копинг-стратегии, смысложизненные ориентации, удовлетворенность, психологическое сопровождение.

Литература

  1. Бурцев В.А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А.  Бурцев, Е.В. Бурцева, Г.Р. Данилова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20532 (дата обращения: 10.06.2018)
  2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова.– СПб: Питер, 2009. – С. 298-305.
  3. Гафарова Н.В. Cоциально-психологический тренинг, направленный на преодоление профессионального выгорания и эмпирическая проверка его эффективности / Н.В. Гафарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2017. – Т. 6. – № 2.
  4. Джафар-Заде Д.А. Мотивационная обусловленность успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования / Д.А. Джафар-Заде // Профессиональная ориентация. – 2015. – № 2. – С. 3-10.
  5. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Изд. 2-е, испр., доп. / Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 62 с.
  6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. / Д.А.  Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
  7. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все / В.Е. Максимов. – СПб.: «Речь», 2004 – 272 с.
  8. Осин Е.Н. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин и др. / В кн.: Матер. III Всерос. социологического конгресса. – М.: Институт социологии РАН, 2008 (ISBN 978-6-89697-157-3) [Электронный ресурс].
  9. Петровский В.А. К психологии активности личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. – 1975. – № 3. – С. 26-38.
  10. Сафонов В.К Психологическое обеспечение и психологическое сопровождение – два направления практической деятельности спортивного психолога / В.К. Сафонов // Матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта СПбГУ. – 2017. – С. 73-78.
  11. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие): учебно-метод. пособие / В.Л. Хайкин. – М.: МПсИ, 2000. – 448 с