Выраженность темпов прироста мышечной силы у юношей 12–16 лет, различающихся типологическими комплексами свойств нервной системы

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников1
1Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск

Цель исследования – изучение темпов прироста мышечной силы у юношей 12–16 лет, различающихся типологическими комплексами проявлений свойств нервной системы. Исследование проводилось с 2007 по 2016 г., в нем участвовали школьники (юноши) БОУ «Лицей № 149», г. Омска 12, 14 и 16 лет (87, 78 и 104 человека). Совокупная численность выборки составила 269 человек. На первом этапе (в сентябре) исследовался исходный уровень изучаемых способностей. На втором этапе исследования (в мае) проводилось повторное тестирование, на основании результатов которого выявлялась динамика способностей.
В исследовании установлено, что темпы прироста мышечной силы у юношей 12 – 16 лет различаются в зависимости от типологических особенностей проявления свойств нервной системы. При этом выраженность различий существенно выше при выявлении типологического комплекса (сочетания свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на проявление признака). Это дает основание утверждать, что наиболее значимыми являются результаты, полученные при изучении развития двигательных способностей в возрастном аспекте, в соотношении с типологическими комплексами проявлений свойств нервной системы.
Авторы рекомендуют, что для раскрытия закономерностей развития способностей необходимо смещать акцент с возрастных особенностей на индивидуальные особенности возрастного развития. Научные исследования в рамках данной концепции позволят наполнить реальным содержанием категорию «возрастная норма» и создать условия для повышения эффективности процесса физического воспитания на основе индивидуального подхода.

Ключевые слова: мышечная сила, темп прироста, различия, свойства нервной системы, типологические комплексы, возраст.

Литература

  1. Дрижика А.Г. Теоретико-методологические основы и практика индивидуализации процесса подготовки квалифицированных спортсменов: дис. … докт. психол. наук. / А.Г. Дрижика  – Ростов н/Д., 2005. – 333 с. 
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П.  Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с. 
  3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П.  Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с. 
  4. Ревенко Е.М. Возрастные особенности исходных уровней и темпов прироста двигательных способностей юношей, различающихся типологическими свойствами нервной системы / Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, В.А. Сальников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 8. – С. 161–169.
  5. Сальников В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В.А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2013. – 411 с.