Физическое развитие и физическая подготовленность первокурсников сибирского вуза

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук К.В. Сухинина1
Д.К. Лобкова1
Кандидат педагогических наук И.И. Плотникова1
Кандидат педагогических наук О.С. Доржиева2
1Иркутский государственный университет, Иркутск
2Бурятский государственный университет, Улан-Уде

Проведено исследование физического развития (длины тела, веса тела, индекса массы тела, содержания жировой массы тела, мышечной массы тела, общего количества воды в организме) и физической подготовленности (показателей контрольных тестов физической подготовленности) у первокурсников Иркутского государственного университета. Обследовано 539 человек, 183 юноши и 356 девушек. Установлено, что у юношей-первокурсников показатели веса тела были ниже среднего, содержание жировой массы тела превышало норму. Показатели индекса массы тела юношей и девушек-первокурсниц находились ближе к нижней границе нормы. Количество общей воды в организме у юношей и девушек было ниже нормы. Согласно результатам оценки физической подготовленности для юношей-первокурсников были характерны низкие уровни развития гибкости и высокие уровни показателей прыжка в длину с места. Физическая подготовленность девушек-первокурсниц характеризовалась высокими уровнями развития следующих физических качеств: подтягиваний, прыжка в длину с места и гибкости. Таким образом, девушки имели более высокий уровень физической подготовленности в сравнении с юношами.

Ключевые слова: студенты-первокурсники, физическое развитие, антропометрические показатели, вес тела, длина тела, жировая масса тела, тощая масса тела, вода, физическая подготовленность, контрольные нормативы.

Литература

  1. Алимов А.В. Техника и методика антропометрических измерений: практ. пособие для медицинских сестер и инструкторов физкультуры / А.В. Алимов. – М.: Медгиз, 1975. – 30 с.
  2. Блинов Д.С. Результаты анализа состав тела студентов методом биоимпедансометрии / Д.С. Блинов и др. // Вестник Мордовского университета. – Т. 26. – № 2. – 2016. – С. 192–202.
  3. Блинова Е.Г. Результаты анализа антропометрических и биоимпедансометрических исследований у студентов города Омска [Электронный ресурс] / Е.Г. Блинова и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13749 (дата обращения 11.03.2016).
  4. Гурьева А.Б. Половые особенности компонентного состава тела и биоимпедансных параметров у студентов медицинского института СВФУ / А.Б. Гурьева, В.А. Алексеева, П.Г. Петрова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1 (часть 5) – С.  929–932.
  5. Мартин Р.Ф. Краткое руководство по антропометрическим измерениям / Р.Ф. Мартин. – М.: Учпедгиз, 1925. – 54 с.
  6. Михайлова С.В Характеристика компонентного состава тела студентов / С.В Михайлова и др. // Теория. Практика. Инновации. – 2016. – № 12.
  7. Николаев Д.В. Биоимпедансный анализ состава тела человека / Д.В. Николаев, А.В. Смирнов, И.Г. Бобринская, С.Г. Руднев. – М.: Наука, 2009. – 392 с.
  8. Проходовская Р.Ф. Социально-биологические основы адаптации организма к физической и умственной деятельности / Р.Ф. Проходовская, К.В. Сухинина, Т.В. Мальцева // Сборник материалов Междунар. науч.-метод. конф. «Физическая культура: спорт, здоровье, образование», посвященной 100-летию Иркутского государственного университета (22 июня 2018 г, Иркутск). – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – С.76–79.
  9. Синдеева Л.В. Компонентный состав тела как показатель физического здоровья молодежи (на примере студенток медицинского ВУЗа) / Л.В. Синдеева, В.Г. Николаев, Г.Н. Казакова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 1. – С. 398–401.
  10. Холодов Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
  11. Черенко В.А. Количественная оценка показателей физической подготовленности студентов / В.А. Черенко // Вестник спортивной науки. – 2018. – № 5. – С. 69–70.