Особенности физической подготовки детей, занимающихся спортивной борьбой

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.В. Новаковский1
Доцент В.Б. Любимов2
1Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
2Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) УралГУФК, Екатеринбург

Цель исследования – анализ вопросов организационно-методологического характера в практике начальной подготовки юных борцов.
В рамках исследования был осуществлен репрезентативный анкетный опрос. В качестве респондентов выступили 22 специалиста, обладающие опытом тренерской работы (в среднем – 7 лет) с юными борцами: 10 тренеров высшей категории, 4 МСМК, 8 МС. В ходе опытно-экспериментальной части исследования респонденты отвечали на 12 вопросов, разбитых на блоки, каждый из которых затрагивал конкретный аспект начальной подготовки юных борцов. В первый блок были включены вопросы, позволяющие установить приоритет и уровень значимости физических качеств занимающихся. Во второй блок – вопросы для оценки частных характеристик физических качеств юных спортсменов-борцов. В третий блок – вопросы, которые затрагивали организационно-методические аспекты начальной физической подготовки юных борцов. Четвертый блок вопросов был предназначен для выявления мнения респондентов о рациональном соотношении средств ОФП и СФП на этапе начальной подготовки тренировочного процесса в спортивной борьбе. Также планировалось выявить приоритетность в применении респондентами в работе с юными борцами средств из других видов спорта для создания широкого спектра двигательных умений в целях решения задач ОФП и проанализировать мнение респондентов о наиболее оптимальном возрасте юных борцов к участию в соревнованиях и их количеству в течение года.
Обобщая полученные в ходе настоящего исследования данные, авторами было сделано заключение, что системное изучение проблемных вопросов, затрагивающих организационно-методологические аспекты практики начальной подготовки юных борцов, создавая теоретико-методическую базу спортивной борьбы постоянно развивающего вида спорта, позволяет наиболее эффективно планировать и организовывать тренировочный процесс на начальном этапе спортивной подготовки, что в конечном итоге благоприятно отразится на уровне физической подготовленности юных спортсменов и достижении ими высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья.

Ключевые слова: спортивная борьба, физическая подготовка, дети.

Литература

  1. Акопян А.О. О распределении тренировочных средств на начальном и тренировочном этапах спортивной подготовки в спортивных единоборствах / А.О. Акопян, В.А. Панков // Вестник спортивной науки. – 2012. – С. 32–34.
  2. Калмыков С.В. Обучение технике спортивной борьбы на этапе начальной подготовки / С.В. Калмыков, В.С. Самсонов, А.С. Сагалеев // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – 2012. – №  1 (2). – С. 141–145.
  3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464  с.
  4. Лубышева Л.И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. – 2016. – С. 44–54.
  5. Панков В.А. К вопросу организации тренировочного процесса на этапах начальной подготовки в спортивной борьбе / В.А. Панков, И.Н. Гунько // Вестник спортивной науки. – С.  36– 39.
  6. Пастушенко Е.Е. Влияние объема общей и специальной физической подготовки на качество спортивной подготовленности юных спортсменов джиу-джитсу / Е.Е. Пастушенко, О.Е. Малахова // Вестник спортивной науки. – 2016. – С. 15–17.
  7. Схаляхо Ю.М. Развитие классификаций технических действий в спортивной борьбе и перспективы их дальнейшего использования в методологии борьбы дзюдо / Ю.М. Схаляхо // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – С. 23–31.