Интегративный подход к хореографической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирант Пэн Цун1
Кандидат биологических наук, профессор Т.С. Лисицкая1
Кандидат технических наук, доцент В.С. Маркарян1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – определить влияние средств хореографии в единстве с предметной подготовкой (на примере упражнения с мячом) спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой на этапе спортивной специализации. Эксперимент проводился в Шэньянской спортивной школе в Китае в 2017 г. В эксперименте приняли участие 20 гимнасток II разряда (по классификации Министерства спорта КНР).
Упражнения с предметом включались в упражнения у опоры, соблюдая логику движений классического танца и предмета, а также на середине зала. Проведенный эксперимент на гимнастках 10-11 лет в Китае подтвердил рабочую гипотезу. Спортсменки, тренирующиеся по предложенной авторами интегрированной программе, добились лучших результатов в освоении сложных элементов с мячом и обладали большей стабильностью выполнения соревновательных комбинаций.
Таким образом, использование средств хореографии в единстве с предметной подготовкой (на примере упражнения с мячом) спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой на этапе спортивной специализации, повысит уровень спортивного мастерства, их интерес к занятиям хореографией, приведет к опережающему эффекту обучения технике владения предметами, артистичности, выразительности и пластичности движений.

Ключевые слова: интегративное обучение, спортивная хореография, художественная гимнастика.

Литература

  1. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.И. Борисенко. – СПб., 2000. – 21 с.
  2. Винер И.А. К вопросу об экспертной оценке исполнительского мастерства в художественной гимнастике / И.А. Винер // Материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Л.П. Орлова. – СПб., 2001. – С. 102–104.
  3. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике» : автореф. дис. … докт. пед. наук / И.А.  Винер-Усманова. – СПб., 2013. – 36 с.
  4. Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехова. – М.: Человек, 2014. – 200 с.
  5. Гинкевич И.В. Методика проведения занятий с усложненными элементами по формированию «школы движений» на тренировочном этапе спортивной подготовки для сложнокоординационных видов спорта. Ч. 3. Кн. II / И.В. Гинкевич. – М.: ООО  «Национальный книжный центр», 2016. – 216 с.
  6. Гинкевич И.А. Организация и проведение занятий по методике «школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта / И.А. Гинкевич // Вестник МГУКИ. – 2017. –№ 3 (77). – С. 220–225.
  7. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: учебно-метод. пособие / И.Г. Есаулов. – 3-е изд., стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2017. – 160 с.
  8. Лисицкая Т.С. Пути совершенствования технической подготовки в упражнениях с предметами / Т.С. Лисицкая, Р.Ш.  Кокошвили, В.Ю. Сосина // Гимнастика. Вып. 2. – М., 1982. – С.  67–71.
  9. Лисицкая Т.С. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике / Т.С. Лисицкая, Т.В. Бекина // Гимнастика. Вып. 2. – М., 1980. – С. 68–70.
  10. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: учеб. пособие для вузов / Т.C. Лисицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт». 2017. – 163 с. – Серия: Университеты России.
  11. Румба О.Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике: учеб. пособие / О.Г. Румба. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 144 с.
  12. Терехина Р.Н. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов: метод. пособие / Р.Н. Терехина, Ю.Е.  Титов, Л.И. Турищева. – СПб.: б.и., 1991. – 32 с.