Векторы обновления содержания тестирования специальной физической подготовленности юных хоккеистов

Фотографии: 

ˑ: 

Магистрант А.А. Кузьменко1
Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
1Московский педагогический государственный университет, Москва

Статья посвящена проблеме выявления валидности и информативности тестового аппарата, оценивающего специальную физическую подготовленность юных хоккеистов 9-10 лет, проходящих дополнительную спортивную подготовку в Национальном хоккейном Центре г. Москвы. В процессе анализа содержания тестового аппарата, выступающего основанием к оперативной педагогической коррекции программы спортивной подготовки, установлен чрезмерный объем испытаний, оценивающих скоростные способности спортсменов, недостаточную степень их информативности при отсутствии диагностических процедур для оценки широкого спектра актуальных в хоккее двигательных координаций. Обнаружен низкий уровень подготовленности юных хоккеистов к принятию верных решений в условиях дефицита времени, при высокой скорости передвижения и изменения координационной структуры движения. Необходимость обновления содержания тестирования связана с включением в диагностический инструментарий заданий, определяющих адекватность принятых решений при оценивании параметров «быстро»+«точно» и «быстро»+«эффективно». Высокий уровень корреляционных связей между реализуемыми тестами инициирует их содержательное дополнение соревновательно значимыми техническими действиями и их совокупностями, обладающими сложной двигательно-координационной структурой. Меньшей силой корреляционной зависимости обладают задания: катание без шайбы «лицом вперед» на 36 м, время на отрезках 1 и 4 м; челночное катание 6х9 м без шайбы. Весоростовой индекс положительно коррелирует с видами обратного катания «спиной вперед» и со скоростью катания «лицом вперед» без шайбы до 36 м, актуализируя влияние инерционной составляющей движения, и отрицательно коррелирует с тестами на скорость перемещения «лицом вперед» от 1 до 17 м, что говорит о более развитой способности к перестройке двигательной программы с детьми с меньшими весоростовыми показателями. В ходе исследования выявлены более высокие уровни кластеризации тестов в формате их содержательной разносторонности и определена весомость фактора «скорость преодоления отрезков обратным катанием» как умения согласовывать координационные и кондиционные способности для оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов.

Ключевые слова: юные хоккеисты, специальная физическая подготовленность, содержание тестирования, векторы обновления.

Литература

  1. Васильев Д.А. Повышение уровня технической и специальной физической подготовленности юных хоккеистов на основе развития их дифференцировочных способностей / Д.А. Васильев, И.В. Стрельникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 3. – С. 43.
  2. Иванов А.А. Педагогический контроль общей и специальной физической подготовленности юных хоккеистов на учебно-тренировочном этапе подготовки в ДЮСШ: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А. Иванов. – М.: ВНИИФК, 2005. – 21 с.
  3. Ким Т.К. Оценка эффективности методики профилактики и коррекции структурно-функциональных изменений опорно-двигательного аппарата дзюдоистов на основе учета их моторного профиля / Т.К. Ким, А.А. Подлесных // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 1. – С. 102-104.
  4. Коновалов В.Н. Комплексная оценка специальной физической подготовленности юных хоккеистов / В.Н. Коновалов, Д.А. Бернатавичюс, Д.А. Афанасьев // Омский научный вестник. – 2013. – № 2 (116). – С. 199-204.
  5. Кузьменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет: учеб. пособие / Г.А. Кузьменко. – М.: Советский спорт, 2008. – 268 с.
  6. Кузьменко Г.А. Особенности соподчинения интеллектуальных и психомоторных способностей у подростков в спортивной деятельности / Г.А. Кузьменко / Международный науч­но-прак­тический конгресс «Национальные программы формирования здорового образа жизни». Материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». – М.: РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), 2014. – С. 251-253.
  7. Лубышева Л.И. Дополнительное образование в поисках спортивных талантов / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 6. – С. 95.
  8. Филатов В.В. Факторная структура подготовленности юных хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе / В.В. Филатов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 8. – С. 75-77.