Современное измерение результатов педагогических исследований в сфере физической культуры и спорта

Фотографии: 

ˑ: 

Методология и методы научных исследований по проблемам физической культуры и спорта опираются, как правило, на общенаучную методологию и методы познания, но, несомненно, имеют свою специфику, которая в большей мере проявляется на эмпирическом уровне.
Известно, что в основном исследования в области физической культуры и спорта подразделяются на три основных направления: педагогическое, медико-биологическое и комплексное.
В рамках педагогических исследований актуальными остаются проблемы, связанные с обобщением опыта инновационной практики, оценки эффективности процесса обучения, воспитания, тренировки, изучения спортивной техники и способов ее совершенствования.
Среди медико-биологических исследований востребованным является физиологическое обоснование механизмов в обучении и тренировке, а также проблемы спортивной медицины.
Немаловажными вопросами остаются изучение восстановительных процессов организма занимающихся, определение состояния здоровья и тренированности спортсменов, обоснование рационального планирования тренировочных нагрузок, исследование возрастных особенностей организма, связанных с занятиями физическими упражнениями и спортом.
Современные комплексные исследования, наиболее важные в достижении научных результатов, посвящаются, как правило, масштабным исследованиям проблем педагогического контроля в различных видах спорта, подготовки спортсменов к мегаспортивным соревнованиям (олимпийским играм, чемпионатам мира), методике и организации адаптивной физической культуры.
Для большинства современных педагогических исследований по проблемам физической культуры и спорта характерно комплексное использование методов, один или два из которых играют ведущую роль. Ядром педагогических исследований по-прежнему остается педагогический эксперимент. Несмотря на то что существует несколько типов экспериментов: линейный, параллельный, перекрестный, – преобладающими также остаются линейный и параллельный типы, поскольку данный эксперимент не требует уравнивания условий обучения. Тем не менее в параллельном эксперименте, например по методу единственного различия, организация исследования несколько труднее, так как требуется уравнивание всех факторов воспитания, обучения, тренировки в двух или нескольких группах. В соответствии с логикой исследования в экспериментальной группе проводится инновационное воздействие, в контрольной группе педагогический процесс идет в обычном традиционном режиме. Если в экспериментальной группе результаты оказываются выше, нежели в контрольной, то это считается следствием применения инновационного воздействия. При этом используются, как правило, обычные статистические методы: различие определяется по параметрическим критериям Стъюдента, или непарамет­рическим χ 2, или критерию Манна–Уитни.
Все реже встречаются схемы перекрестного эксперимента, видимо, это связано с тем, что уравнять все условия и самих испытуемых в контрольной и экспериментальной группах довольно сложно.
Ошибки в экспериментальных данных зачастую возникают в результате неточности измерительных инструментов и приборов, неправильного способа обработки полученных данных, несоблюдения требований к уравниванию условий контрольной и экспериментальной групп.
Проблему векторов обновления содержания тестирования в педагогических исследованиях подняли авторы первой статьи «Перспективы» д. п.н. Г. А. Кузьменко, Т. К. Ким и магистрант А. А. Кузьменко (Москва). Авторами в работе были использованы такие современные методы, как педагогическое наблюдение, компьютеризированное тестирование (Hockey Development Centre, Slovakia), сравнительно-сопоставительный, корреляционный, кластерный, факторный анализы. Исследование проводилось на базе Национального хоккейного центра г. Москвы, осуществляющего процесс дополнительной спортивной подготовки юных хоккеистов 9–10 лет Московского региона и РФ. Применение передовых методов исследования позволило получить достоверные результаты, связанные с уточнением контрольных тестов для юных хоккеистов, сочетающих кондиционные и координационные способности и актуализирующих качественные параметры исполнения двигательной программы на точность и соревновательную эффективность, а также исключения упражнений с высокой корреляционной зависимостью сходных по структуре тестов.
В следующей статье «Перспективы» авторы профессор Т. В. Михайлова и ее ученица А. С. Цуцкова при выявлении индивидуальных особенностей притязаний спортсменов группы спортивного мастерства и их мотивации использовали опросник В. К. Гербачевского, а полученные данные обрабатывали с помощью актуальных современных методов математической статистики, включая факторный анализ. В результате было выделено пять приоритетных факторов, определяющих мотивационную структуру уровня притязаний гребцов: мобилизация усилий; непосредственная или опосредованная мотивация по отношению к предложенному варианту тестирования; смысл продолжения деятельности; соревновательный потенциал и феномен психотичности. Использование факторного анализа может служить примером для получения достоверных результатов педагогических исследований в сфере физической культуры и спорта.
В статье доцента В. П. Сименя (Чебоксары) представлены результаты корреляционного анализа экспериментальных данных, связанных с показателями физического развития и подготовленности гиревиков, что подчеркивает актуальность данного метода в экспериментальных педагогических исследованиях.
Как показывает теоретический анализ, проведенный группой авторов из Москвы под руководством профессора А. П. Кошкина, наиболее востребованными в педагогических исследованиях теоретического характера являются методы историзма и конкретизации, сравнительного и системного анализа, а также обобщения и логического выстраивания научной работы.
В заключение хотелось бы отметить, что при анализе публикаций в международных базах научного цитирования явно просматривается широкое применение разнообразных методов исследования. Призываем российских ученых обратиться к опыту зарубежных коллег по использованию современных методов проведения педагогических исследований, позволяющих получить достоверные и научно обоснованные результаты, способствующие формированию и продвижению нового знания в сфере физической культуры и спорта.
 
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева