Квест-технологии в реализации коррекционно-развивающей функции урока физической культуры в инклюзивном образовании

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, профессор В.А. Вишневский1
Магистрант И.А. Ухватова1
Кандидат биологических наук, доцент М.Н. Мальков1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Представлены результаты апробации технологии повышения коррекционно-развивающей направленности урока физической культуры у детей с задержкой психического развития с помощью варианта круговой тренировки на основе спортивного лабиринта и квест-технологий. Для оперативного подсчета результатов состязания разработан программный продукт, позволяющий по ходу прохождения этапов оценивать уровень и гармоничность физической и интеллектуальной подготовки. Срочная реакция учащихся на данную форму урока выражалась в усилении активности симпатического и снижении парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, увеличении стресс-индекса, частоты сердечных сокращений, сокращении времени двигательной реакции, снижении реактивной тревожности и улучшении самочувствия. Одновременно наблюдается снижение общего уровня нейрогуморальной регуляции, энерго-метаболического и гуморального каналов регуляции сердечного ритма, увеличение вариационного размаха в тесте «Реакция на движущийся объект», снижение активности в тесте САН. Однако реакция находится в рамках адаптационных возможностей учащихся. Выявлено положительное влияние предложенного подхода на развитие таких структур интеллекта, как осведомленность, интуитивное мышление, логическое мышление, категоризация, абстрактное мышление, образный синтез, оперативная память.

Ключевые слова: квест-технологии, уроки физической культуры, структуры интеллекта, дети с задержкой психического развития.

Литература

  1. Антонюк С.Д. Формирование культуры здоровья у детей с особыми образовательными потребностями / С.Д. Антонюк, Е.Ю.  Мукина, В.Н. Яковлев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 4. – С. 42-44.
  2. Подсвирова С. П. Формирование универсальных учебных действий средствами физической культуры / С.П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – № 1. – С. 27.
  3. Самохина О.Н. Игра-квест – как эффективное средство физического и познавательного развития детей дошкольного возраста / О.Н. Самохина // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2015. – № 7. – С. 57-63.
  4. Фирсин С.А. Использование квест-технологий в системе физического воспитания детей и молодежи. / С.А. Фирсин // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2017. – № 4. – С.  178- 182.
  5. Щелина Т.Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т.Т. Щепина, А.О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1. – С. 146-149.