Применение активных и интерактивных методов обучения при изучении теоретической дисциплины: «Физическая культура и спорт» в вузе

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Непочатых1
Кандидат экономических наук, доцент И.Д. Посошков1
Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Липовка2
В.А. Богданова1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Рассматривается практика применения преимущественно неимитационных активных методов обучения студентов в формировании компетенций при изучении теоретической дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе. В эксперименте приняли участие 427 студентов 2-го и 3-го курсов СПбГЭУ. В ходе работы проводились такие формы учебных занятий со студентами, как проблемные лекции, практические занятия, активные семинары, презентации, научно-практические конференции, дискуссии, круглые столы, экспресс-опросы, мозговой штурм, мастер-классы и др. Теоретический курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» в СПбГЭУ состоит из 18 ч учебных занятий. Несмотря на то что эта дисциплина является элективной, предусмотрена итоговая аттестация студентов с выставлением баллов. Авторами был разработан ряд творческих заданий (педагогических игровых упражнений), за выполнение каждого из которых начислялось определенное количество баллов.
Авторы делают заключение, что применение активных, интерактивных и инновационных методов обучения на занятиях со студентами имеет большую практическую значимость, при соблюдении актуальных технологий в вопросах качества и содержательного наполнения учебного процесса. При этом особое внимание должно уделяться формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов при соответствии квалификации профессорско-преподавательского состава новым требованиям, предъявляемым к профессионально-компетентностным моделям преподавателя вуза.

Ключевые слова: активные и интерактивные методы, физическая культура, студенты, профессиональная подготовка, образовательные технологии.

Литература

  1. Виноградов Г.П. Форсайт образовательных стандартов по физической культуре / Г.П. Виноградов, В.И. Григорьев, И.Г. Виноградов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 6 (148). – С. 39-43.
  2. Вылкова Е.С. Интерактивный способ организации учебного процесса в вузе: «Вариативное игровое решение трудных учебно-образовательных задач» («ВИРТУОЗ») / Е.С. Вылкова // e-library URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32678183 (дата обращения: 01.06.2018).
  3. Евстафьева И.Ю. Проблемы и предпосылки актуализации технологий и методов обучения / И.Ю. Евстафьева // e-library URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32678147 (дата обращения: 01.06.2018).
  4. Коль О.Д. Использование инновационных методов обучения в дисциплине «Методология научного исследования» / О.Д. Коль // e-library URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32678176 (дата обращения: 01.06.2018).
  5. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017. – 248 с.
  6. Миэринь Л.А. Современные образовательные технологии в вузе: учебно-метод. пособие / Л.А. Миэринь, Н.Н. Быкова, Е.В. Зарукина. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 169 с.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) URL: http://docs.cntd.ru/document/420200820 (дата обращения: 01.06.2018).
  8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017г. № 1632-р URL:http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0... (дата обращения: 01.06.2018).
  9. Сахновская О.Е. Методы, технологии, формы обучения: понятия и взаимосвязь / О.Е. Сахновская, М.М. Новик // e-library URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32678181 (дата обращения: 01.06.2018).