Организация и содержание технико-тактической подготовки шахматистов, имеющих детский церебральный паралич

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Рассматривается спектр проблем организации технико-тактической подготовки шахматистов, имеющих детский церебральный паралич; раскрывается содержание комплекса дидактических средств, методов и организационных форм, акцентируются особенности технико-тактической подготовки шахматистов с ДЦП в тренировочном и соревновательном периоде. Педагогический эксперимент и контент-анализ проводились после трехлетнего цикла спортивной подготовки пяти учащихся 5-11-х классов, имеющих ДЦП. Динамика технико-тактической подготовки оценивалась батареей тестов, реализованных в компьютерной шахматной программе – тренажере «CT-ART 3.0», рекомендованной в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» на этапе начальной подготовки. Контрольные измерения производились в сентябре и ноябре 2011 г., январе и марте 2012 г.
На основании полученных результатов авторы делают выводы о том, что эффективная реализация технико-тактической подготовки лиц с детским церебральным параличом может осуществляться в рамках технологического комплекса, включающего сопряженные технологии: проектирование электронных средств, методов и форм подготовки в развитой инклюзивной среде; тактическая и техническая подготовка; психолого-педагогическое сопровождение; осуществление комплексного психолого-педагогического контроля над динамикой психофизического состояния шахматистов.

Ключевые слова: шахматы, технико-тактическая подготовка шахматистов с  ДЦП, сопряженное применение технологий, формы организации.

Литература

  1. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов, М.С. Белов // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 53-55.
  2. Герасимова С.В. Развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях шахматами / С.В. Герасимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 5. – С. 34-36.
  3. Линовицкий Е.П. Новое в комплексном подходе к обучению детей с детским церебральным параличом шахматной игре / Е.П. Линовицкий, В.Г. Пануш // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 1. – С. 95-100.
  4. Михайлова И.В. Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития // И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 46-47.
  5. Сафиулин Э.М. Влияние игры в шахматы на функциональное состояние инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / Э.М. Сафиулин, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 7. – С. 52.