Организация и содержание технико-тактической подготовки шахматистов, имеющих детский церебральный паралич

Фотографии: 

Доктор психологических наук, доцент П.А. Кисляков1
Кандидат психологических наук, доцент В.В. Пчелинова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Карпова1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Представлены результаты исследования уровня социально-психологической безопасности студентов-спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Контингент испытуемых составили 19 студентов Российского государственного социального университета в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих инвалидность и занимающихся различными видами спорта. Методики исследования: экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), диагностика личностного эгоцентризма (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева), определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко). По результатам факторного анализа эмпирического материала, а также анализа теоретико-методологических подходов установлено, что показателями социально-психологической безопасности спортсмена-инвалида выступают конфликтоустойчивость, коммуникативность, низкий уровень агрессивности, низкий уровень эгоцентризма. В результате нашего исследования выявлено, что у 30% спортсменов-инвалидов наблюдается низкий уровень конфликтоустойчивости; у 20% – деструктивные коммуникативные ориентации, у 40% выявлен высокий уровень личностного эгоцентризма и неконтролируемой агрессивности. Делается вывод о необходимости психологического сопровождения тренировочного и соревновательного процессов в системе обеспечения социально-психологической безопасности спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение должно быть направлено на развитие соответствующих социальных навыков, психических и когнитивных способностей, установление более комфортного контакта с социальной средой.
Ключевые слова: социально-психологическая безопасность, коммуникация, конфликтоустойчивость, студенты-спортсмены, спортсмены-инвалиды.

Литература

  1. Варданян Ю.В. Концептуализация представлений о психологической безопасности в спорте: проблемы экспериментального исследования / Ю.В. Варданян, Л.В. Варданян // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 8. – С. 11.
  2. Гилязетдинова Е.М. Подходы к психологической подготовке спортсменов с ограниченными возможностями / Е.М. Гилязетдинова // Рудиковские чтения – 2015. Материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием по психологии спорта и физической культуры. – М., 2015. – С. 175-177.
  3. Глухова В.А. Особенности агрессивности и ее взаимосвязь с параметрами принятия решений у здоровых спортсменов и спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / В.А. Глухова, А.С. Мальцева, Е.И. Колтунов, А.Г. Халабов // Человек. Спорт. Медицина. – 2017. – Т. 17. – № S. – С. 85-94.
  4. Махина С.В. Роль психорегуляции в системе психологической подготовки спортсменов с ограниченными возможностями / С.В.  Махина, Г.Г. Уляева // Живая психология. – 2015. – № 2. – С.  179-186.
  5. Петрова Е.А. Особенности психологических и психоэмоциональных состояний спортсменов-паралимпийцев / Е.А. Петрова, А.С.  Махов, Д.В. Савченко, М.А. Ковалева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 48-50.
  6. Поляков Е.А. Психологическое консультирование спортсменов в трудных жизненных ситуациях / Е.А. Поляков, П.А. Кисляков, Л.В.  Сенкевич, Л.А. Бычкова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 32-34.
  7. Сербина Л.Ф. Социальная интеграции инвалидов в паралимпийском спорте / Л.Ф. Сербина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – № 4. – С. 128-131.
  8. Уляева Г.Г. Самореализация личности в паралимпийском спорте как фактор социально-психологической адаптации / Г.Г. Уляева, Б.Б. Раднагуруев, Л.Г. Уляева // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2015. – № 3. – С.  223-226.