Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1
В.В. Бобков2
Кандидат психологических наук, доцент М.А. Кузьмин3
Кандидат педагогических наук Т.С. Игнатенко4
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Москва
3Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
4Ухтинский государственный технический университет, Ухта

Рассматриваются основные причины, препятствующие успешному выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» студентами мужского и женского пола, претендующими на получение знака отличия по V и VI ступеням. В качестве экспертов выступили 20 специалистов, среди которых 3 доктора наук (из них: 1 – по педагогическим, 1 – по медицинским и 1 – по биологическим наукам), 10 кандидатов наук (6 – по педагогическим, 2 – по медицинским и 2 – по биологическим наукам), а также сотрудники центров тестирования ГТО Москомспорта. Стаж тренерской и преподавательской работы у всех респондентов – более 10 лет. На основании полученных оценок были выделены следующие три большие группы типовых трудностей при подготовке к выполнению нормативов ГТО:
– недостаточные функциональные резервы организма, характеризуемые по особенностям кардиореспираторных возможностей, которые связаны с общей выносливостью организма человека;
– низкий уровень развития двигательных качеств, которые связаны с общей выносливостью организма человека;
– нерациональный подбор состава испытаний для выполнения нормативов (из испытаний по выбору), отсутствие необходимых условий для подготовки к тестированию в бассейне, стрелковом тире, а также на лыжах или борцовском ковре и даны рекомендации по организации процесса подготовки к выполнению нормативов ВФКС ГТО в рамках учебных занятий по физической культуре.

Ключевые слова: ВСФК ГТО, физическая подготовка, студенты, физическое воспитание, состав испытаний, тестирование, экспертная оценка.

Литература

  1. АС ФСК ГТО (Информационно-научный WEB-Центр физической культуры, здоровья и спорта) 2014 г. www.rosinwebc.ru
  2. Бобков В.В. Оптимизация состава испытаний комплекса ГТО для студентов ВУЗов / М.А. Кузьмин, В.В. Бобков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12 (154). – С.  38- 42.
  3. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А.  Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – №  4. – С.  5-7.
  4. Кузьмин М.А. Методологические аспекты исследования факторов адаптированности спортсменов к соревнованиям / М.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 58-60.
  5. Кузьмин М.А. Профессиональная адаптация личности в спорте / М.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – №  6. – С. 59-62.
  6. Пархоменко К.И. Практические аспекты организации тестирования ВФСК ГТО / К.И. Пархоменко // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/prakticheskie-aspekti-gto-dlya-ovz-1475856.html.
  7. Положение о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе, Министерство спорта Российской Федерации, Москва, 2013 г.
  8. Рыжкова Л.Г. Оценка резервных возможностей старших школьников и студентов для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 62-65.