Сравнительный анализ функциональной подготовленности респираторной системы студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Болдов1
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин2
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Гусев1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов3
1Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
2Российский государственный социальный университет, Москва
3Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя

Достаточный уровень развития общей выносливости и функциональная подготовленность респираторной системы студенческой молодежи очень важен в периоде профессионального становления. Авторами предпринята попытка сравнительного анализа уровня функциональной подготовленности респираторной системы у студентов высшего учебного заведения психологической направленности и сопоставления их со среднестатистическими нормативными показателями. В исследовании приняли участие студенты различных факультетов, возраст которых варьировался от 18 до 21 года. Как показали результаты исследования, у всех студентов вуза психологической направленности, к сожалению, и независимо от гендерной принадлежности присутствует низкий уровень функциональной подготовленности респираторной системы, т.е. уровень развития физического качества, общая выносливость оставляет желать лучшего. Достоверно отсутствуют различия между гендерными группами по такому важному показателю тренированности в состоянии покоя, как частота дыхания в покое (цикл/мин). Юноши, в отличие от девушек, обучающиеся в вузе преимущественно психологической направленности, по показателю индекса Тиффно (развитости бронхиального древа, его пропускной способности) стоят практически на негативно-пороговых уровнях, хотя и имеют тенденцию к улучшению.

Ключевые слова: студенты, функциональная подготовленность, респираторная система, жизненная емкость легких, должная жизненная емкость легких, индекс Тиффно, частота дыхания.

Литература

  1. Болдов А.С. Физическая подготовленность студентов психологического вуза по результатам лыжных гонок / А.С. Болдов, Л.Ю. Климова, К.Б. Илькевич, Г.С. Афонина // Культура физическая и здоровье. – 2018. – № 2 (66). – С. 19-21.
  2. Болдов А.С. Эффективность усвоения дисциплины «Прикладная физическая культура» студентами-психологами в рамках реализации рабочей программы образовательного стандарта 3+ / А.С. Болдов, Г.С. Афонина, А.В. Гусев, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 2 (144). – С. 18-22.
  3. Карпов В.Ю. Характеристика некоторых параметров функционального состояния организма студентов, занимающихся по методике оздоровительной физической тренировки (ОФТ) / В.Ю. Карпов, Ю.И. Сапожникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 7. – С. 38-42.
  4. Коваленко А.Н. Цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры» / А.Н. Коваленко, Е.В. Быков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 9. – С. 66-71.
  5. Макеева В.С. Индивидуально-типологический подход в физическом воспитании студенток вуза / В.С. Макеева, С.В. Шавырина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 253-258.
  6. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 43-52.
  7. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.