Ситуация успеха как здоровьесберегающая образовательная технология

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Андреева
Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, Уфа

Обучение может оставаться ведущим фактором здоровьесбережения, если учитель будет организовывать его, разрабатывая приемы, методы и условия с учетом сохранения здоровья. В качестве одного из способов здоровьесбережения и организации обучения предлагается ситуация успеха. Организация урока физкультуры представлена по схеме: «Анализ исходной педагогической ситуации»–«Постепенное ее улучшение»–«Создание ситуации успеха», которая наполнена приемами: мотивировка, снятие страха, замедленная съемка с отработкой упражнений в замедленном темпе, обмен ролями и др. Каждый прием разбит на элементы и сопровождается практическими примерами его реализации в обучении. Методологическими основаниями авторской технологии служат в целом идеи В.И. Загвязинского, А.С. Белкина и когнитивно-поведенческого подхода в обучении на уроках физкультуры в частности (В.В. Ястребов, А.Е. Митин, Н.О. Верещагина и др.). Основные результаты: научным и экспериментальным путем доказано, что ситуация успеха активизирует жизненные силы, мотивацию к занятиям физической культурой, содержит в себе щадящий режим оценивания, который позволяет пошагово фиксировать промежуточные успехи с учетом индивидуальных физических возможностей каждого при выполнении нормативов.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие образовательные технологии, ситуация успеха.

Использованная литература

  1. Андреева Ю.В. Создание оптимистического климата как основы здоровьесберегающей технологии / Ю.В. Андреева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2011. – №  3. – С.18-22.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  4. Зелигман М. Как научиться оптимизму: советы на каждый день./ М. Зелигман. – М.: Вече-Персей-Аст, 1997. – 190 с.
  5. Манжелей И.В. Средовый подход в физическом воспитании: теоретико-методологические основания / И.В. Манжелей // Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры» 3-5 декабря 2015 г./ Под ред. Л.И. Лубышевой, С.Н.  Литвиненко. – М.: ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ, 2015. – С. 265-270.
  6. Митин А.Е. Создание ситуаций успеха в физической культуре как реализация гуманитарных технологий / А.Е. Митин, Н.О.  Верещагина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 960; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17010 (дата обращения: 06.12.2018).
  7. Ястребов В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.В. Ястребов. – Волгоград, 2004. – 24 с.