Методологические основы образовательной деятельности вуза физической культуры и спорта

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук А.Р. Баймурзин1
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Чепик1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Целью исследования стала разработка методологических основ образовательной деятельности вуза физической культуры и спорта. Исследование проводилось на основе системного и кибернетического подходов, с помощью которых рассматривались основные аспекты образовательной деятельности вуза физической культуры и спорта и взаимное влияние их друг на друга. В процессе научной работы было выделено три основных элемента, составляющих основу образовательной деятельности физкультурного вуза: управление образовательной деятельностью, содержание образования и технологии преподавания.
Управление образовательной деятельностью вуза реализуется через механизм стратегического видения – моделирование будущей деятельности специалиста.
Содержание образования определяется информацией, передаваемой и преобразуемой в процессе обучения, из которой следует выделить: общекультурную базовую информацию, базовую профессиональную информацию, специализированную профессиональную информацию.
Технология обучения – это перевод потенциальной информации, существующей независимо от ее носителя в личностную и значимую информацию, полученную субъектом в результате обучения в вузе физической культуры. Данный компонент реализуется через методики и технологии обучения студента в вузе физической культуры и спорта.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, вузы физической культуры и спорта, стратегическое видение, содержание образования, технология преподавания.

Литература

  1. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов, М.С. Белов // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 53-55.
  2. Баймурзин А.Р. Методологические основы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне / А.Р. Баймурзин, С.Д. Неверкович // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2018. – № 4. – С. 58-62.
  3. Михайлова И.В. Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 46-47.
  4. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвес. 2006. – 488 с.
  5. Пригожин А.И. Методы развития организаций / А.И. Пригожин. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.
  6. Рейстерман Т.В. Базовая профильная информация в программах профессионального образования менеджеров туризма / Т.В.  Рейстерман, В.Д. Чепик // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 5. – С. 5-8.
  7. Столяров В.И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления / В.И.  Столяров // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 12. – С.  59-62.
  8. Чепик В.Д. Квалиметрия содержания дополнительного профессионального образования специалистов по адаптивной физической культуре и спорту / В.Д. Чепик, А.С. Махов, М.В. Некрасова, А.С. Сидоров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 38-40.