Государственная итоговая аттестация по программам высшего образования в области физической культуры и спорта с учетом требований профессиональных стандартов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Ю. Щенникова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Я. Михайлова1
Т.М. Овсюк1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Рассматриваются вопросы совершенствования педагогического контроля и оценки качества профессионального образования в области физической культуры и спорта во взаимосвязи с формированием в стране независимой системы квалификаций. Учет отечественных традиций, современных подходов и мирового опыта позволяет формировать программу государственной итоговой аттестации на основе как требований ФГОС ВО, так и положений профессиональных стандартов.
По мнению авторов, программа государственной итоговой аттестации по программам в области физической культуры и спорта должна сохранить состав, включающий в себя государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен включает в себя теоретические вопросы и практические задания, алгоритм разработки которых демонстрирует соответствие требованиям ФГОС ВО на основе индикаторов достижения компетенций и профессиональным стандартам на основе трудовых функций. Тематика выпускных квалификационных работ формируется на основе содержания трудовых функций профессиональных стандартов и конкретизируется для сфер профессиональной деятельности. Оценка сформированности универсальных компетенций включается в критерии оценивания выполнения заданий государственного экзамена и защиты ВКР.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, государственный экзамен, выпускная квалификационная работа, профессиональный стандарт, трудовые функции.

Литература

  1. Быстрицкая Е.В. Значение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций педагога по физической культуре / Е.В. Быстрицкая, Р.У. Арифулина, С.И. Аксенов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 9. – С. 39-41.
  2. Дмитриев С.Д. Антропные технологии диагностики компетенций и трудовых действий педагога по физической культуре / С.Д.  Дмитриев, Е.В. Быстрицкая, А.В. Стафеева и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 11. – С. 3-5.
  3. Звонников В.И Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход [Электронный ресурс] / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – Режим доступа: URL http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%97/zvonnikov-viktor-ivanovich /kontrolj-kachestva-obucheniya-pri-attestacii-kompetentnostnij-podhod/. – дата обращения 18.02.2018 г.
  4. Клетнева А.А. Разработка технологий оценки уровня сформированности профессиональных компетенций в процессе обучения студентов / А.А. Клетнева, А.А. Гладышев, С.А. Давыдова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 12. – С. 6-8.
  5. Масягина Н.В. Профессиональные компетенции специалиста по физической культуре и спорту / Н.В. Масягина // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 9. – С. 44-46.
  6. О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya... – дата обращения: 05.12.2018.
  7. Татьянина Т.В. Диагностика уровня ценностно-смысловой компетентности бакалавра педагогического образования профиля «Физическая культура» / Т.В. Татьянина, А.И. Власов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 8. – С. 20-21.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 /. – дата обращения: 25.03.2017.