Секретные приемы в настольном теннисе как показатель профессионального мастерства теннисиста

Кандидат психологических наук, профессор Т.П. Будякова1
Г.В. Батуркина1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Рассматриваются вопросы повышения качества подготовки студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт», в рамках факультативных занятий по теннису. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление значения секретных приемов игры в теннис для обеспечения значимого преимущества над соперником. Авторами была разработана методика экспертных оценок, в которой экспертов просили высказаться о качествах, отличающих теннисиста-профессионала от теннисиста-дилетанта. В качестве экспертов выступили мастера спорта, спортсмены, имеющие спортивные разряды по теннису, победители теннисных турниров разного уровня. Наиболее значимыми для профессионала-теннисиста качествами были названы: «предварительное планирование своих действий», «умение быстро перепрограммировать свои шаги», «эффективная маскировка своих собственных движений». Все эти качества косвенно связаны с умением перехитрить противника. Наиболее уязвимыми для дилетантов в теннисе были названы такие личностные черты, как: «слишком большая озабоченность по поводу победы или проигрыша» и «легкая отвлекаемость», которые выступают маркерами эмоциональной нестабильности спортсмена. Было установлено, что владение секретными приемами игры – одно из наиболее значимых качеств, позволяющих побеждать в теннисе. Владение секретными приемами игры способствует также эмоциональной стабильности теннисиста.

Ключевые слова: обучение теннису, секретный прием, преимущество над соперником, спортсмен-профессионал, личностные качества спортсмена.

References

  1. Biesen D.V., Mactavish J.,Pattyn N., Vanlandewijck Y. Technical proficiency among table tennis players with and without intellectual disabilities. Human Movement Science. 2012. Vol. 31. no. 6. pp. 1517–1528.
  2. Budyakova T.P. Characteristics of visual contacts in the process of taking hostages. Voprosy Psikhologii. 2014.no. 3. pp. 96–104
  3. Ivancevic T., Jovanovic B., Jovanovic S., Djukic M., Djukic N., Lukman A. Paradigm Shift for Future Tennis. Berlin: Springer-Verlag, 2011.
  4. Kavussanu M. Moral behavior in sport , N. Stanger Current Opinion in Psychology. 2017. Vol. 16. no.8. pp. 185–192.
  5. Lewis F.R., Knight C.J., Mellalieu S.D. Emotional experiences in youth tennis. Psychology of Sport and Exercise. 2017. Vol. 29. no.3. pp. 69–83.
  6. Raab M., Masters R.S.W., Maxwell J.P. Improving the ‘how’ and ‘what’ decisions of elite table tennis players. Human Movement Science. 2005. Vol. 24. Iss. 3. no. 6. pp. 326–344.
  7. Ring C., Kavussanu M. The impact of achievement goals on cheating in sport Psychology of Sport and Exercise. 2018. Vol. 35. no. 3. pp. 98–103.
  8. Wolf S., Brölz E., Keune P., Wesa B., Hautzinger M., Birbaumer N., Strehl U. Motor skill failure or flow-experience? Functional brain asymmetry and brain connectivity in elite and amateur table tennis players. Biological Psychology. 2015. Vol. 105. no. 2. pp. 95–105.
  9. Zou J., Liu Q., Yang Z. Development of a Moodle course for schoolchildren’s table tennis learning based on Competence Motivation Theory: Its effectiveness in comparison to traditional training method. Computers end Education, 2012. Vol. 59. no. 9. pp. 294–303.