Влияние занятий флорболом на выполнение школьниками с интеллектуальными нарушениями нормативов испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для инвалидов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1
Е.А. Герасимов1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Макарова2
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань
2Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Ульяновск

Согласно отчетам Министерства образования и науки Республики Татарстан и данным собственных исследований выявлен крайне низкий охват школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) регулярной физкультурно-спортивной деятельностью, что ставит под сомнение выполнение целевых ориентиров «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» (вовлеченность не менее 20 % инвалидов в активные физкультурно-спортивные занятия). Данная проблема актуализируется в условиях внедрения комплекса ГТО, реализация которого для инвалидов и лиц с ОВЗ уже проходит пилотную апробацию в ряде регионов РФ. Существует необходимость разработки программ подготовки к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО с использованием средств и методов спорта и адаптивной физической культуры, направленных на увеличение числа занимающихся, мотивирование и вовлечение их в соревновательную и спортивную деятельность. В связи с этим целью исследования стало определение влияния занятий флорболом на выполнение школьниками с интеллектуальными нарушениями нормативов испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для инвалидов. В апробации норм комплекса ГТО приняло участие 398 школьников с умственной отсталостью (УО) из 8 школ РТ. Полученные в ходе исследования результаты позволили сделать авторам заключение, что флорбол обладает развивающими возможностями в плане подготовки детей к участию в комплексе ГТО для инвалидов. Данный фактор позволяет рассматривать этот вид спорта в качестве эффективного средства оптимизации состояния школьников 11–13 лет с легкой УО, улучшения их физических и психических способностей, формирования спортивно-оздоровительной мотивации и знаний по адаптивной физической культуре в процессе внеурочной деятельности.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, учащиеся с интеллектуальными нарушениями, флорбол, тесты (испытания) комплекса ГТО.

Литература

  1. Быков А.В. Методические особенности начального обучения во флорболе: дис. … канд. пед. наук / А.В. Быков. – Санкт  Петербург. – 2007. – 212 с.
  2. Евсеев С.П. Основные принципы по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / С.П.  Евсеев, В.А. Таймазов, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 6-8.
  3. Парфенова Л.А. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности / Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2014. – Т. 9. – № 3. – С. 110-113.
  4. Парфенова Л.А. Содержание и организация физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья на основе реализации компетентностного подхода / Л.А. Парфенова, Г.Б.  Глазкова. Макарова Е.В // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 10. – С. 24-26
  5. Пелих Е.Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: дис. … канд. пед. наук / Е.Ю. Пелих. – Санкт Петербург. – 2011. – 166 с.