Развитие двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта на основе коррекции моторной сферы

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых1
Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Мычко1
Л.Ф. Букша1
1Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград

В статье поднимается проблема развития двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта. Авторы описывают сущность понятия «умственная отсталость», отмечают особенности психического и физического развития детей-олигофренов дошкольного возраста.
Исследовательская работа осуществлялась с группой детей дошкольного возраста в количестве 20 человек со значительным снижением интеллекта на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребенок» (г. Калининград). Были использованы следующие тесты: тест на определение полноты объема движений пальцев рук; тестовое задание на определение развития графических навыков и точности движений (из методики Л.А. Венгера); двигательные тесты для оценки координационных способностей: челночный бег (3х10 м) в исходном положении лицом вперед; статическое равновесие; отбивание мяча от пола; подбрасывание и ловля мяча; наклон со скамейки; клиностатическая проба; проба В.В. Гориневской.
У обследуемых детей были выявлены достоверно низкие показатели по всем видам предложенных диагностических заданий. Наибольшая степень отставания отмечалась в тестах на динамическое и статическое равновесие, а также в уровне межмышечной координации, в способности к согласованию и дифференцированию параметров движения.

Ключевые слова: дошкольник, умственная отсталость, олигофрения, двигательный навык, физическое развитие.

Литература

  1. Варецкий В. Применение верховой езды с лечебной целью / В.  Варецкий, В. Никольский, И. Бобырев // Коневодство и конный спорт. – 2008. – № 5. – С. 20-21.
  2. Лифинцев Д.В. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков / Д.В. Лифинцев, А.Б. Серых, А.А. Лифинцева // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4 (24). – С. 71-78.
  3. Мычко Е.И. Модернизация процесса профессиональной подготовки педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников / Е.И. Мычко, М.С. Краковская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 1 (43). – С.  36- 40.
  4. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969. – 152 с.
  5. Серых А.Б. Особенности социальной поддержки подростков с психосоматическими расстройствами / А.Б. Серых, А.А. Лифинцева // Перспективы науки. – 2011. – № 10 (25). – С. 382-384.