Развитие двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта на основе коррекции моторной сферы

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых1
Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Мычко1
Л.Ф. Букша1
1Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград

В статье поднимается проблема развития двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта. Авторы описывают сущность понятия «умственная отсталость», отмечают особенности психического и физического развития детей-олигофренов дошкольного возраста.
Исследовательская работа осуществлялась с группой детей дошкольного возраста в количестве 20 человек со значительным снижением интеллекта на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребенок» (г. Калининград). Были использованы следующие тесты: тест на определение полноты объема движений пальцев рук; тестовое задание на определение развития графических навыков и точности движений (из методики Л.А. Венгера); двигательные тесты для оценки координационных способностей: челночный бег (3х10 м) в исходном положении лицом вперед; статическое равновесие; отбивание мяча от пола; подбрасывание и ловля мяча; наклон со скамейки; клиностатическая проба; проба В.В. Гориневской.
У обследуемых детей были выявлены достоверно низкие показатели по всем видам предложенных диагностических заданий. Наибольшая степень отставания отмечалась в тестах на динамическое и статическое равновесие, а также в уровне межмышечной координации, в способности к согласованию и дифференцированию параметров движения.

Ключевые слова: дошкольник, умственная отсталость, олигофрения, двигательный навык, физическое развитие.

Литература

  1. Варецкий В. Применение верховой езды с лечебной целью / В.  Варецкий, В. Никольский, И. Бобырев // Коневодство и конный спорт. – 2008. – № 5. – С. 20-21.
  2. Лифинцев Д.В. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков / Д.В. Лифинцев, А.Б. Серых, А.А. Лифинцева // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4 (24). – С. 71-78.
  3. Мычко Е.И. Модернизация процесса профессиональной подготовки педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников / Е.И. Мычко, М.С. Краковская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 1 (43). – С.  36- 40.
  4. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969. – 152 с.
  5. Серых А.Б. Особенности социальной поддержки подростков с психосоматическими расстройствами / А.Б. Серых, А.А. Лифинцева // Перспективы науки. – 2011. – № 10 (25). – С. 382-384.