Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ

Д.М. Насибуллина1
Т.Р. Насибуллин1
Кандидат химических наук, доцент Н.А. Красулина1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа

Рассматривается одна из наиболее актуальных проблем высших учебных заведений России – проблема физического воспитания: формирование у студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), навыка здорового образа жизни, его сохранения и укрепления средствами физической культуры. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: организм нуждается в физических упражнениях, но, будучи недогружен ими, утрачивает способность к проявлению двигательной деятельности. Алгоритм составления индивидуальной программы коррекции физической подготовленности, представленный в статье, представляет собой замкнутый циклический процесс, состоящий из пяти блоков. Диагностический блок предусматривает детальное обследование здоровья, физической подготовленности студентов. Информационный блок – обеспечение студента литературой и методическими указаниями, необходимыми ему для ознакомления с особенностями заболевания и возможностями коррекции физической подготовленности. Целевой блок включает постановку студентом реальной личной цели по коррекции физической подготовленности с учетом выявленных у него отклонений. Деятельностный блок – комплексы физических упражнений с направленным развитием тех или иных физических качеств, рекомендации по режиму дня, питанию, отказу от вредных привычек, профилактике заболевания. Контролирующий блок предусматривает сопоставление результатов, полученных в ходе текущего, итогового контроля и самоконтроля. Доказано, что применение индивидуальных коррекционных программ, разрабатываемых с участием самих студентов, не только обеспечивает существенное повышение физической подготовленности и состояния здоровья, но и способствует улучшению психоэмоционального состояния [4].

Ключевые слова: мониторинг, коррекция, физическое здоровье, психоэмоциональное состояние, экспресс-диагностика, личностно ориентированный подход, индивидуальные программы.

Литература

  1. Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко // Теория и практика физ. культуры. – 1988. – № 4. – С. 29-31.
  2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до 100 лет / В.И.  Белов. – М.: Химия, 2003. – 400 с.
  3. Валеева Е.Д. Анализ результатов медосмотра студентов-первокурсников УГНТУ / Е.Д. Валеева, Н.А. Красулина, А.В. Греб // Материалы Всерос. науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе», 1-4 февраля 2017 г. – М: РГУ нефти и газа им.И.М. Губкина, 2017. – С. 86-89.
  4. Лубышева Л.И. Физическая культура и спорт в вузе: инновационный вектор развития / Л.И. Лубышева // В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – 2017. – С. 47-50.
  5. Насибуллина Д.М. Валеологическая оценка образа жизни студентов УГНТУ / Д.М. Насибуллина, Е.В. Прохорова, Э.Р. Мугаттарова // Актуальные проблемы физического культуры, спорта и туризма: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: Изд-во УГАТУ, 2009. – С. 21-22.
  6. Насибуллина Д.М. Физическая культура, спорт и здоровье / Д.М.  Насибуллина, М.Г. Абдуллин, Л.В. Гимранов // Проблемы и перспективы развития физической культуры в современном образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. – С. 7-10.