Спортивная игра «Лапта» как фактор мотивации к занятиям физической культурой студентов технического вуза

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.Ю. Костарев1
Кандидат технических наук, доцент А.В. Греб1
Кандидат химических наук, доцент Н.А. Красулина1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа

Рассматриваются вопросы физического воспитания студентов образовательных учреждений топливно-энергетического комплекса средствами спортивной игры «Лапта». В соответствии с целью исследования проводился эксперимент на базе спортивных сооружений Уфимского государственного нефтяного технического университета» в период с сентября 2017 г. по апрель 2018 г. В эксперименте участвовали студенты дневной формы обучения 1-х курсов ряда факультетов (горно-нефтяного, технологического, факультета автоматизации производственных процессов, факультета трубопроводного транспорта). В течение учебного года первокурсникам было предложено изучить теоретические основы и апробировать технические приемы спортивной игры в лапту на секционных занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура». Авторами показано, что в игре в лапту формируются сразу три компонента мотивационного отношения студентов к физической культуре. Во-первых, двигательный – необходимость повышения развития физических качеств; во-вторых, эмоционально-волевой – удовлетворенность занятиями физической культурой как формой общения со сверстником; в-третьих, когнитивный – проявление интереса к регулярным занятиям. Одновременно с ростом интереса к регулярным занятиям физической культурой повышается уровень физической подготовленности занимающихся.

Ключевые слова: физическая культура, лапта, инструмент физического развития, двигательная активность, мотивация, программа для занятий физической культурой.

Литература

  1. Костарев А.Ю. Особенности психологической подготовки игроков в русскую лапту / А.Ю. Костарев // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 1. – С. 47-50.
  2. Костарев А.Ю. Русская лапта как вид спорта в системе физического воспитания студентов (учебно-метод. пособие) / А.Ю. Костарев, Г.М. Юламанова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 48 с.
  3. Костарев А.Ю. Применение инновационной технологии «поэтапного снятия ограничений» при подготовке высококвалифицированных игроков в русскую лапту / А.Ю. Костарев, Л.М. Матвеева, Р.Р. Исмагилова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – №  4. – С. 78-80.
  4. Красулина Н.А. Основы теории и методики физического воспитания для студентов нефтегазовых вузов всех форм обучения: учеб. пособие / Н.А. Красулина, Г.В. Валеева, М.А. Зайнетдинов и др. – Уфа: УГНТУ, 2017. – 2,48 Мб. – Б.ц.
  5. Лубышева Л.И. Спортизация физического воспитания как фактор социализации подрастающего поколения / Л.И. Лубышева // В сборнике: Международные спортивные игры «Дети Азии» – фактор продвижения идей олимпизма и подготовки спортивного резерва / Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию олимпийского движения в стране / Под общ. ред. М.Д. Гуляева. – 2016. – С. 57-61.