Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий

Доцент С.М. Лукина1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.Я. Лобанов2
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова3
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская1
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова1
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Раскрыта проблема организации академических занятий по физической культуре и спорту в вузах. В проведенном анализе научно-методической и специальной литературы авторы особо выделяют важность инновационной составляющей в образовательном процессе на примере дисциплины «Физическая культура и спорт». В условиях перераспределения часов между контактной и самостоятельной работами была разработана модель организации процесса освоения дисциплины «Физическая культура и спорт», которая внедряется в рамках базовой части Блока 1 основной профессиональной образовательной программы. Так, в самостоятельной части дисциплины нашли свое отражение интерактивные технологии, дистанционное образование и дифференцированный подход. Контактная работа со студентами специального учебного отделения включала в себя блок тем, направленных на общую физическую подготовку обучающихся и изучение различных оздоровительных систем, способов их адаптации к конкретному человеку. Авторами проведен педагогический эксперимент, результаты которого подтверждают эффективность разработанной модели. Так, в частности, увеличился процент посещаемости занятий, улучшились показатели физической подготовленности, студенты научились находить рациональные пути решения поставленных перед ними личных и профессиональных задач, сформировали свой путь здоровьесбережения.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, здоровый образ жизни, модель, инновационные технологии.

Литература

  1. Григорьев В.И. Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / В. И.  Григорьев, О. В. Миронова, А.В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2. (132). – С. 67-71.
  2. Коваль Т.Е. Информационно-коммуникационные технологии в реализации здоровительных программ в вузе/ Т.Е. Коваль, Л.В.  Ярчиковская, С.М. Лукина // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 9-11.
  3. Лобанов Ю.Я. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, О.В. Миронова, А.В. Токарева, В.Н. Коваленко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 122-126.
  4. Ярчиковская Л.В. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Л.В. Ярчиковская, Т.Е.  Коваль, С.М. Лукина, О.Н. Устинова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 10. – С. 35-37.