Самоуправление учебно-познавательной деятельностью студентов в образовательном пространстве физической культуры

Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Ямалетдинова1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Б. Серова2
Доктор педагогических наук, профессор В.С. Макеева3
1Гуманитарный университет, Екатеринбург
2Уральский федеральный университет им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Раскрыты этапы становления процессов самоуправления учебно-поз­на­ва­тельной деятельностью студента в образовательном пространстве физической культуры. Представлен алгоритм функционирования на этапах подготовки. Для каждого этапа определены цель, основная функция, необходимые умения и результат для перехода управления в самоуправление.
Для диагностико-аналитического этапа целью является формирование основ самопознания (процесс определения своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков). На мотивационно-целевом этапе обеспечивается развитие основ самоопределения в собственных знаниях, потребностях в общении, деятельности. Познавательно-проектировочный этап преследует цель: расширить и углубить теоретические знания физической культуры и смежных областей в познании самого себя, поиске средств и способов сохранения и увеличения резервов собственного здоровья. Деятельностно-практический этап направлен на формирование процессов самореализации и самосовершенствования, овладение необходимыми практическими навыками. На этом этапе заканчивается переход управления в самоуправление. Переход к самоуправлению осуществляется в рамках интегративного этапа, когда студент создает личностный проект здорового стиля жизни в процессе избранного им практического элективного курса и самостоятельных занятий. На результативно-оценочном этапе формируются основы контроля и самоконтроля в умениях определять результативность применяемых средств, методов, форм организации физического воспитания. Коррекционный этап предполагает освоение и переход коррекции в самокоррекцию учебно-познавательной деятельности и исправление, устранение нежелательных соматических, физических, психических и социальных отклонений и изменений в развитии студентов. Должный уровень подготовленности обеспечивается методами информационного воздействия посредством информационной среды; психологического воздействия на мотивационную сферу с опорой на ситуацию успеха и на формирование личностного здоровья; педагогического воздействия через формы организации.

Ключевые слова: физическая культура, самоуправление, познавательная деятельность, этапы, алгоритм.

Литература

  1. Головин С.М. Физкультурно-спортивное самоопределение студентов университета / С.М. Головин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 3 (6). – С. 20-23.
  2. Григорьев В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 1 (71). – С. 36-40.
  3. Макеева В.С. Профессиональное самосознание как основа успешности профессиональной подготовки бакалавра физической культуры / В.С. Макеева, П.О. Поляков // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. статей Всероссийской научной конференции. – Орёл, 2015. – С. 87-91.
  4. Ямалетдинова Г.А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: монография / Г.А. Ямалетдинова. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. – С. 10-99.