Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете

Kандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1
Kандидат технических наук, доцент А.Б. Маховиков1
Kандидат психологических наук В.В. Шарок1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Важным аспектом эффективности подготовки специалистов в высших учебных заведениях является удовлетворенность обучением, под которым понимается эмоционально окрашенное состояние студента, возникающее на основе соответствия его установок и ожиданий, надежд и потребностей реальному процессу обучения и его результатам. Факторами, влияющими на учебу студентов, являются не только организация и содержание учебного процесса, но и качество общественного питания, медицинского обслуживания, бытовых условий в общежитии, занятий физической культурой и спортом. Последние не только позволяют студентам приобщаться к здоровому образу жизни, но и способствуют удовлетворению потребностей в самореализации, самоутверждении, уважении и самоуважении, установлении дружеских отношений с другими студентами, выработке умения учиться и работать в команде и т.п. В исследовании приняли участие 767 студентов. Студентам была предложена анкета, выявляющая различные аспекты их удовлетворенности обучением в Горном университете. Анкета содержала как закрытые, так и открытые вопросы.
Результаты анкетирования показали, что удовлетворенность спортивным аспектом обучения в университете играет значимую роль в общей оценке удовлетворенности, поскольку занятия спортом помогают студентам вести здоровый образ жизни, реализовать свой потенциал, повысить самооценку и установить дружеские отношения с другими студентами, что в итоге благоприятно отражается на их успеваемости и эффективности обучения.

Ключевые слова: высшее образование, удовлетворенность, физическая культура и спорт, здоровье, здоровый образ жизни.

Литература

  1. Алексеева И.А. Эффективность управления человеческим капиталом на примере технических вузов Санкт-Петербурга / И.А.  Алексеева, М.Г. Гильдингерш // Записки Горного института. – 2018. – Т. 232. – С. 421-427.
  2. Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности / В. Гумбольт. – М.: Социум, 2009. – 304 с.
  3. Костромин О.В. Критерий эффективности спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 10. – С. 94-98.
  4. Сорокин П.А. Проблемы новой социальной педагогики / П.А.  Сорокин // Общедоступные проблемы социологии. – М.: Наука, 1994. – С. 250-251.
  5. Скороходов А.А. Концепция спортизации физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации / А.А. Скороходов, О.В. Костромин, Г.В. Руденко и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 13-15.
  6. Шарок В.В. Особенности социально-психологической адаптации студентов разных курсов обучении / В.В. Шарок // Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – № 3 (36). – С. 84-95.