Особенности планирования тренировочных микроциклов в многолетнем процессе подготовки спортивного резерва футбольных академий

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Кулишенко1
Доктор педагогических наук, профессор РФ В.П. Губа2
1Московский государственный областной университет, Москва
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Рассматриваются подходы к планированию тренировочных микроциклов спортивного резерва в футболе возрастных категорий U – 16-17; U – 13-15; U – 10-12 академии Локомотива (г. Москва). В процессе проведения исследования разрабатывалось и давалось методическое обоснование различным вариантам тренировочных микроциклов, в которых основной акцент был поставлен на эффективном варьировании тренировочных средств, выполняемых в общей и специальной разминке, а также физической технико-тактической подготовке и в заключительной части тренировочных занятий – заминке. Особое внимание уделялось характеру тренировочной нагрузки и отдыха на этапах годичного тренировочного цикла.
На основании проведенного исследования авторы делают вывод, что планирование тренировочных микроциклов в процессе подготовки спортивного резерва в футболе обуславливается особенностями индивидуального возрастного развития и биологического созревания спортсменов. Тренировочная нагрузка у более старших спортсменов направлена в основном на повышение специальной физической подготовленности и совершенствование командных взаимодействий, а у игроков низшей квалификации в основном связана с обучением индивидуальным действиям и групповым взаимодействиям. Начинающим спортсменам дается больше отдыха.

Ключевые слова: футбол, тренировочный процесс, спортивная подготовка, планирование, микроцикл, нагрузка, отдых.

Литература

  1. Алексеев В.Н. Система управления процессом развития российского футбола в современных условиях: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.Н. Алексеев. – Майкоп, 2009. – 37 с.
  2. Антипов А.В. Направленность и содержание тренировочных нагрузок в практике подготовки юных футболистов / А.В. Антипов, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 1. – С.  68.
  3. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов: учебно-метод. пособие / В.П. Губа, А. Стула. – М.: Человек, 2015. – 184  с.
  4. Губа В.П. Технология оценки скоростно-силовых возможностей квалифицированных футболистов 15-16 лет различных игровых амплуа / В.П. Губа, А.В. Антипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 1. – С. 46-50.
  5. Губа В.П. Футбол: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков. – М.: Спорт, 2018. – 660 с.
  6. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх / И.Г. Максименко. – Луганск: Знание, 2000. – 276 с.
  7. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол / утвержден приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 147. Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70291040/
  8. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общ. ред. В.П. Губы. – М.: Спорт, 2015. – 208 с.