Реализация компетентностного подхода при построении учебного процесса студентов вузов на основе спортивно-оздоровительного туризма

Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Губа1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.С. Воронов2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

С учётом того обстоятельства, что профессиональное становление молодого специалиста это многолетний процесс самообразования как целенаправленной познавательной деятельности, методологической основой нашего исследования стала педагогическая концепция субъективных отношений личности, согласно которой действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений к  явлениям окружающего мира, обеспечивающей продуктивность какой-либо деятельности.
В статье рассмотрены условия реализации компетентностного подхода при построении учебного процесса студентов вузов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме. Показаны преимущества организации образовательной деятельности на основе применения таких интерактивных технологий, как метод проектов. В результате проведённых исследований обоснованы педагогические условия, необходимые для применения метода проектов на практике. К числу основных следует отнести: обеспечение взаимосвязи учебно-тренировочного процесса с решаемыми в профессиональной деятельности задачами; высокий уровень методической подготовленности преподавателей по вопросам применения интерактивных технологий; учёт уровня физической подготовленности студентов при применении метода проектов. В ходе организации процесса обучения была установлена более высокая эффективность применения метода проектов при соблюдении обоснованных в процессе эксперимента педагогических условий.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, компетентностный подход, студенты вузов, организация учебного процесса, интерактивные технологии.

Литература

  1. Воронова В.В. Социологический анализ субъективных представлений студентов вузов, специализирующихся в спортивном ориентировании и туризме, о значимости профессионально важных качеств руководителя / В.В. Воронова // Сборник материалов 67-й научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава СГАФКСТ по итогам НИР за 2016 год. – Смоленск: СГАФКСТ, 2017. – С. 187-192.
  2. Губа Д.В. Сервисная деятельность: учеб.  пособие / Д.В. Губа, А.А. Карпов. – Самара, 2013. – 192 с.
  3. Лифанов А.Д. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 3. – С. 43-48.
  4. Михайлов Б.А. Компетентностная физическая культура студентов / Б.А. Михайлов, В.В. Трунин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 11(95). – С. 97-100.
  5. Михайлова Т.В. Ранговая структура социально-педагогических основ работы тренерского корпуса в аспекте статусных характеристик / Т.В. Михайлова, В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 3. – С. 15-17.
  6. Пискун О.Е. Эволюция государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по физической культуре в современной России / О.Е Пискун, В.А.  Чистяков // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 29-30.
  7. Рыльский С.В. Об унификации тренировочного процесса студентов, занимающихся пешеходным туризмом, в условиях пересечённой местности / С.В. Рыльский, А.А. Горелов, С.С.  Бондин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – №  2. – С. 27-28.
  8. Солнцева А.С. Интеграция профессиональных стандартов в образовательную среду вуза физической культуры / А.С. Солнцева // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 5. – С. 52-55.