Интеграция спортивной науки и образования – стратегический ресурс развития общества

Образование, как известно, выполняет ряд наиважнейших социальных функций. Прежде всего они связаны с подготовкой подрастающего поколения к жизни в непростых условиях современного социума. Кроме этого, образование нацелено на трансляцию и развитие культуры как фундамента цивилизации, общества и личности.
Целью вузовского образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, готового к продуктивной реализации профессиональных компетенций, способного к творческому самосовершенствованию.
В условиях информатизации общества, когда знания и информация обновляются в короткий промежуток времени, современное образование теряет характер традиционности. Трансляция готовых знаний неадекватна современным вызовам социальной жизни. Организация образовательного процесса по «отработанной» многими годами технологии только тормозит подготовку молодых специалистов. Современный образовательный процесс ориентирован на разнообразие и вариативность форм и содержания. Единая система освоения знаний и навыков, усвоение безусловной и абсолютной истины – догма уже ушедшей в прошлое парадигмы образования. Поэтому университетское образование находится в поиске новых стратегий для создания учебных программ, в которых ярко прослеживается тенденция своеобразного «движения знаний». Это означает, что в современном образовании происходит отказ от представления о педагоге как носителе готового знания. На смену пришло понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни и построения личной карьеры. В связи с этим изменились цели обучения и воспитания, формы, методы, роль педагога в образовательном процессе.
Центром образования становится человек как свободная и активная индивидуальность, способная к личной самодетерминации в коммуникативной деятельности.
Смена парадигмальных установок образования требует разработки новых концептуальных подходов в поиске образовательных технологий. Научные исследования актуализировали культурологический и компетентностный подходы в организации высшего образования. Культурологический подход обеспечил проектирование личностно ориентированного образования, движущими силами которого являются личные смыслы, диалоги и сотрудничество его участников, отношение к вузу как целостному образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни, осуществляется подготовка специалиста как продукта культуры.
Другим научным подходом к высшему образованию выступает компетентностный подход, который рассматривается как особый механизм диалога высшей школы с запросом социальной практики. Компетентностный подход прежде всего базируется на понимании дефиниций «компетентность» и «компетенция», которые в российском образовании до конца не определены. Поэтому среди ученых и практиков разворачиваются дискуссии о применении компетентностного подхода в подготовке специалистов разного профиля.
По нашему мнению, эти оба понятия близки друг к другу, их вполне можно определить, как:
способность делать работу хорошо и эффективно;
способность выполнять трудовые функции в соответствии с запросом практики.
Безусловно, есть аргументы рассматривать эти понятия и отдельно друг от друга как самостоятельные категории.
Наука и образование – два ведущих вектора, способных стать основным ресурсом современного общества.
Примером интеграции науки и образования может служить исследование, проведенное автором первой статьи «Перспективы» аспирантом МГУ им. Ломоносова А.В. Сергеевым, который анализирует мировоззренческую платформу экспертного сообщества по проблеме повышения эффективности использования средств и методов физической культуры и спорта для формирования физической культуры личности будущего специалиста. На основе контент-анализа нормативно-правовых документов автором выделены ключевые цели, задачи и индикаторы эффективности государственной политики, которые в ходе исследования соотнесены с результатами экспертного опроса преподавателей.
Научный подход в организации образовательного процесса по формированию физической культуры автор видит в реализации государственной политики, направленной на актуализацию мер по подготовке здоровых и квалифицированных специалистов. В ходе исследования автор приходит к выводу, что ответы экспертного сообщества коррелируют с государственной политикой страны.
Принцип интеграции науки, образования и практики прослеживается в публикациях и других статей «Перспективы» как методологии научных исследований и эффективного пути решения технологических задач в сфере физической культуры и спорта.
 
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева