Актуализация индивидуального подхода в деятельности триады: «спортсмен–тренер–психолог»

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Б.А. Вяткин1
Доктор педагогических наук, профессор, кандидат психологических наук В.В. Маркелов1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Сысоев2
Кандидат психологических наук Ю.В. Краев3
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
2Московский государственный педагогический университет, Москва
3Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Статья посвящена исследованию проблемы гармонизации сотрудничества спортсмена, тренера и психолога как субъектов профессиональной деятельности в спорте. С позиции теории интегральной индивидуальности рассматривается модель взаимодействия субъектов спортивной деятельности в целях максимальной реализации их творческого потенциала. Авторами представлены основные направления индивидуального подхода к спортсмену, обеспечивающие высокий уровень самореализации на основе интеграции основных подсистем в структуре его интегральной индивидуальности. Применяемая система средств и методов предполагает центрацию субъектов на реализации стратегии самовоспитания, включающей процессы самопознания, самоопределения, саморегуляции и самоинтеграции с последующим применением методов контроля и самоконтроля эффективности образовательного процесса. Интеграция деятельности субъектов триады в русле стратегии индивидуализации позволяет определить адекватную траекторию индивидуального развития каждого спортсмена и на основе реализации сис­темного подхода к психологической подготовке оптимально успешно реализовать творческий потенциал творческого коллектива единомышленников.

Ключевые слова: психолог, тренер, спортсмен, субъектность, творческая самоактуализация, гармонизация, сотрудничество, индивидуализация, сис­темность, интегральная индивидуальность, спортивный отбор, надёжность, индивидуальный стиль деятельности, психокоррекция.

Использованная литература

  1. Вяткин Б.А. Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы / Б.А. Вяткин. – Пермь: Институт психологии ПГГПУ, 2015. – 328 с.
  2. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. Г.В. Ложкин, В.Ф. Рябоконь / Наука в олимпийском спорте. Украина. – Киев: Олимпийская литература. – 2002. – № 1. – С. 88 – 97.
  3. Вяткин Б.А. Пермские симпозиумы «Психический стресс в спорте» / Б.А. Вяткин, В.В. Маркелов // Спортивный психолог. – 2010. – №  1 – С. 91-96.
  4. Вяткин Б.А. Психология стилей человека / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // РАО – ПГГПУ. – М. – Пермь: Книжный мир, 2013. – 128 с.
  5. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления / Р.М. Загайнов.– М.: Советский спорт, 2010. – 232 с.
  6. Лазарев В.С. Системное развитие школы / В.С. Лазарев. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 304 с.
  7. Малкин В.Р. Исследование взаимоотношений «тренер–спорт-смен» в спорте высших достижений / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалёва // Спортивный психолог. – 2010. – № 10. – С. 39- 43.
  8. Маркелов В.В. Развитие индивидуальности человека в физическом воспитании и спорте / В.В. Маркелов. – Пермь: ПОИПКРО, 2006. – 244 с.
  9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 254 с.
  10. Селевко Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с.
  11. Сысоев Ю.В. Управление морально-психологическим климатом в спортивном коллективе / Ю.В. Сысоев / Психологическая подготовка спортсменов высокого класса. – М.: Спорткомитет СССР, 1988. – 84 с.