Прогнозирование индивидуального риска дезадаптации организма студента в условиях учебных занятий по физической культуре

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук М.В. Постнова1
Кандидат биологических наук, доцент Ю.А. Шатыр1
И.В. Улесикова2
Доктор биологических наук, профессор А.Б. Мулик3
1Волгоградский государственный университет, Волгоград
2Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург
3Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства, Санкт-Петербург

Целью исследования являлась разработка теоретических оснований и практических подходов к прогнозированию риска дезадаптации организма человека в условиях учебных занятий физической культурой. В качестве объекта исследования было задействовано 146 студентов Волгоградского государственного университета. Первый этап работы был посвящен выявлению закономерностей внутривидового распределения уровня общей неспецифической реактивности организма (УОНРО) у человека. На втором этапе работы, в режиме учебных занятий по физической культуре, производился контроль адаптационного напряжения организма испытуемых с учетом УОНРО. В исследовании участвовало 46 студентов 18-20 лет. Третий этап исследования был посвящен разработке алгоритма привентивного индивидуального прогнозирования риска дезадаптации обучающихся в условиях предъявления стандартной физической нагрузки.
В результате исследования обоснована целесообразность использования уровня общей неспецифической реактивности в качестве критерия адаптационного потенциала организма, применение которого позволяет прогнозировать индивидуальный риск дезадаптации студентов в условиях учебных занятий по физической культуре.

Ключевые слова: персонализация физического воспитания, адаптационные реакции, физическая нагрузка, дезадаптация организма, общая неспецифическая реактивность организма.

Литература

  1. Велитченко В.К. Физкультура без травм / В.К. Велитченко. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
  2. Воробьев Л.В. Пороговая ЧСС как критерий безопасных нагрузок на сердце / Л.В. Воробьев // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 2. – С. 7-11.
  3. Гаркави Л.Х. Активационная терапия. Антистрессорные реакции активации и тренировки и их использование для оздоровления, профилактики и лечения / Л.Х. Гаркави. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 256 с.
  4. Зайцев А.А. Методология нормирования нагрузок в физической культуре / А.А. Зайцев // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2013. – № 4 (26). – С. 48-53.
  5. Мулик А.Б. Уровень общей неспецифической реактивности организма человека: монография / А.Б. Мулик, М.В. Постнова, Ю.А. Мулик. – Волгоград: Волгоградское научное издательство. – 2009. – 224 с.