Дополнительное образование как фактор мотивирующего пространства здорового образа жизни подростков

А.Н. Аленова1
Доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент В.Г. Шубович1
Кандидат технических наук, доцент И.О. Петрищев1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Авторы, обосновывая актуальность исследования, отмечают важность дополнительного образования подростков с целью подготовки здорового, всесторонне развитого подрастающего поколения. В качестве исходных материалов были определены преимущества дополнительного образования, определены компоненты здорового образа жизни. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» с подростками, обучающимися по дополнительным программам. Цель исследования заключалась в реализации программы по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни среди подростков в условиях мотивирующего пространства организации дополнительного образования. Для выявления уровня сформированности здорового образа жизни подростков была использована методика «Ваш образ жизни» (Л.Г. Качан), для определения выраженности ценностного отношения к здоровью применена методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнов), а также была реализована авторская анкета «Знание ЗОЖ», позволившая оценить знания подростков по теме основ здорового образа жизни. Проведенное исследование показало, что комплекс проведённых программных мероприятий способствовал формированию у подростков устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни. Повторная диагностика свидетельствует об улучшении показателей мотивационно-ценностного отношения подростков к ведению здорового образа жизни. Изучение роли дополнительного образования, учет возрастных и психофизических особенностей, мотивация к здоровому образу жизни способствуют эффективному приобщению подростков к ЗОЖ.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, дополнительное образование, мотивирующее пространство, мотивация к здоровому образу жизни, физическое совершенствование.

Литература

  1. Баринова А.Н. Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей: дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Баринова. – Владимир, 2006. – 258 с.
  2. Гринёва Е.А. Современные технологии здоровьесбережения в социальной работе: учебно-метод. пособие / Сост. Е.А. Гринёва. – Ульяновск: УлГПУ, 2016. – 32 с.
  3. Ермолаева П.О. Основные тенденции здорового образа жизни россиян / П.О. Ермолаева, Е.П. Носкова // Социологические исследования. – 2015. – № 4. – C. 120-129.
  4. Меренков А.В. Потребности студентов вузов в дополнительном образовании: особенности формирования и реализации / А.В.  Меренков, А.Д. Сущенко // Вопросы образования. – 2016. – №  3. – С. 204-223.
  5. Пузанова Ж.В. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН) / Ж.В. Пузанова, А.Г. Тертышникова // Социологические исследования. – 2017. – № 8. – C. 88-94.
  6. Сивохин И.П. Физическая активность и здоровье студентов в контексте социологического анализа / И.П. Сивохин, А.И. Федоров, С.А. Ярушин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – №  3. – С. 24-26.
  7. Смирнов В.В. Педагогическая система профилактики и борьбы с вредными привычками в России: история и современность: монография / В.В. Смирнов. – М.: Компания «Спутник», 2012. – 354 с.
  8. Титаренко Л.Г. Экологический аспект образа жизни: основные ценности и типы поведения / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. – 2015. – № 2. – C. 107-113.
  9. Шатилович Л.Н. Анализ показателей здоровья студенческой и работающей молодежи / Л.Н. Шатилович, В.И. Назмутдинова, Д.С.  Речапов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – №  12. – С.  28-30.