Стимулирование осознанности мотивации в физическом самосовершенствовании студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Ахметов1
Доктор биологических наук, профессор Ю.П. Денисенко1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Морозов1
Р.Р. Валинуров1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны

Статья посвящена выявлению стимулов и барьеров мотивации студентов к самоопределению в их физическом самосовершенствовании. В эксперименте участвовало 750 студентов Набережночелнинского государственного педагогического института и Казанского государственного педагогического университета. Для изучения стимулов и барьеров мотивации физического самосовершенствования студента проводилось анкетирование. Анкета для определения стимулов и барьеров мотивации физического самосовершенствования содержала перечень факторов, мотивов и стимулов, сгруппированных с учетом стадиальности процессов самопознания, физического самоопределения, самоуправления, физической самореализации, физического самосовершенствования.
Сравнительный анализ результатов показал, что наибольшие различия между студентами старших и младших курсов имеет стимул овладения эффективными приемами и методами физического самосовершенствования. Имеются различия в рейтинге значимости и других стимулов физического самосовершенствования. Более высокую значимость у студентов 5-х курсов по сравнению со студентами 3-х курсов имеет стимул «достижение высоких результатов в физическом самосовершенствовании». Наиболее значимым, особенно для студентов 5-х курсов, в этой группе является стимул «привычка заниматься физическими упражнениями». На втором месте по значимости – стимул «высокий уровень знаний студента – будущего учителя физической культуры».

Ключевые слова: стимул, мотивация, студент, физическое самосовершенствование, физическое воспитание, барьер, рейтинг.

Литература

  1. Ахметов А.М. Современные подходы к формированию физкультурного самовоспитания и самосовершенствования студентов / А.М. Ахметов // Проблемы самореализации, самосовершенствования личности: психолого-педагогические аспекты: Матер. Первой Всерос. науч.-практ. конф. – Набережные Челны, 2003. – С. 15-19.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. – 1995. – № 4. – C. 2-4.
  3. Волков В.Ю. Реабилитация студентов средствами физической культуры: учеб. пособие / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова. – СПб., 1998. – 26 с.
  4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 208 с.
  5. Гурова P.A. Современная молодежь: Социальные ценности и нравственные ориентации / P.A. Гурова // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 323.
  6. Комков А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности студентов / А.Г. Комков, Е.Г. Кирилов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. – № 1. – С. 2-4.
  7. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – №  6. – С. 10-13.
  8. Чинкина Н.Ш. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности / Н.Ш. Чинкина. – Казань: Изд-во КГУ, 2000. – 284 с.