Стимулирование осознанности мотивации в физическом самосовершенствовании студентов

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Ахметов1
Доктор биологических наук, профессор Ю.П. Денисенко1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Морозов1
Р.Р. Валинуров1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны

Статья посвящена выявлению стимулов и барьеров мотивации студентов к самоопределению в их физическом самосовершенствовании. В эксперименте участвовало 750 студентов Набережночелнинского государственного педагогического института и Казанского государственного педагогического университета. Для изучения стимулов и барьеров мотивации физического самосовершенствования студента проводилось анкетирование. Анкета для определения стимулов и барьеров мотивации физического самосовершенствования содержала перечень факторов, мотивов и стимулов, сгруппированных с учетом стадиальности процессов самопознания, физического самоопределения, самоуправления, физической самореализации, физического самосовершенствования.
Сравнительный анализ результатов показал, что наибольшие различия между студентами старших и младших курсов имеет стимул овладения эффективными приемами и методами физического самосовершенствования. Имеются различия в рейтинге значимости и других стимулов физического самосовершенствования. Более высокую значимость у студентов 5-х курсов по сравнению со студентами 3-х курсов имеет стимул «достижение высоких результатов в физическом самосовершенствовании». Наиболее значимым, особенно для студентов 5-х курсов, в этой группе является стимул «привычка заниматься физическими упражнениями». На втором месте по значимости – стимул «высокий уровень знаний студента – будущего учителя физической культуры».

Ключевые слова: стимул, мотивация, студент, физическое самосовершенствование, физическое воспитание, барьер, рейтинг.

Литература

  1. Ахметов А.М. Современные подходы к формированию физкультурного самовоспитания и самосовершенствования студентов / А.М. Ахметов // Проблемы самореализации, самосовершенствования личности: психолого-педагогические аспекты: Матер. Первой Всерос. науч.-практ. конф. – Набережные Челны, 2003. – С. 15-19.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. – 1995. – № 4. – C. 2-4.
  3. Волков В.Ю. Реабилитация студентов средствами физической культуры: учеб. пособие / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова. – СПб., 1998. – 26 с.
  4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 208 с.
  5. Гурова P.A. Современная молодежь: Социальные ценности и нравственные ориентации / P.A. Гурова // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 323.
  6. Комков А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности студентов / А.Г. Комков, Е.Г. Кирилов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. – № 1. – С. 2-4.
  7. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – №  6. – С. 10-13.
  8. Чинкина Н.Ш. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности / Н.Ш. Чинкина. – Казань: Изд-во КГУ, 2000. – 284 с.