Повышение качества профессиональной подготовки студенток средствами плавания

Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1
Кандидат философских наук, доцент Е.Г. Вахнина1
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Моисеева2
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург

Профессионально-прикладная физическая подготовка врача – система выработки основных профессионально-прикладных качеств и умений, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Определив содержание физической подготовки будущего специалиста, важно подобрать адекватные средства. Изучив особенности работы и задачи врачей различных специальностей, мы предположили целесообразность преимущественного развития некоторых физических, специальных физических, а также психологических качеств и применили систему средств подготовки к целенаправленному формированию этих качеств. Таким средством явилось плавание как уникальный вид физических упражнений, всесторонне влияющих на организм в целом.
Педагогический эксперимент проводился на базе Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова в период с 1 октября 2017 г. по 15 апреля 2018 г. в плавательном бассейне Санкт-Петербургского горного университета. Целью эксперимента являлось определение особенностей динамики показателей здоровья и физической подготовленности студенток – будущих врачей под воздействием средств плавательной подготовки.
Плавательная подготовка оказала положительное влияние на физическую работоспособность студенток и нашла отражение в более высоких показателях физической подготовленности (силовые качества, выносливость) и функционального состояния. Занятия плаванием явились мощным фактором воздействия на психоэмоциональное состояние студенток и врачей.

Ключевые слова: студенты, плавание, физическая и функциональная подготовленность, психоэмоциональное состояние.

Литература

  1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология / Е.А. Воробьева. – М.: Медицина, 2007. – 432 с.
  2. Костромин О.В. Профессионально-прикладная подготовка студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 37-39.
  3. Лопухин В.Я. Методы анализа учебного процесса: методические разработки / В.Я. Лопухин. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – 43 с.
  4. Мандриков В. Физическая культура – вторая профессия врача / В. Мандриков. – Волгоград: ВолГМУ, 2008. – 124 с.
  5. Меньшуткина Т.Г. Комплексный педагогический контроль за студентами во время занятий плаванием: учеб. пособие / Т.Г. Меньшуткина. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 51 с.
  6. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка / Р.Т. Раевский. – М.: Высшая школа, 1985. – 210 с.
  7. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М.: Изд-во «Академия», 2002. – 448 с.
  8. Сидоренко Е.В. Математические методы обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 350 с.
  9. Хохлов С.В. Непрерывная профессионально-прикладная подготовка – магистральный путь сохранения и укрепления здоровья работников горной промышленности / С.В. Хохлов, Г.В. Руденко // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 38-40.