Физическая подготовка студентов полевых специальностей

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Г.В. Руденко1
О.В. Костромин1
В.А. Дорофеев1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Исследования уровня развития профессионально важных качеств геологов показывают, что существующая система организации профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) будущих специалистов геологического профиля с использованием только профилированных видов спорта не отвечает возрастающим требованиям современного производства и ведет к повышению уровня утомления организма. В связи с этим целью исследования стало обоснование методологии дифференцированного подхода к профессиональной подготовке студентов полевых специальностей и разработка учебной программы занятий по физической культуре с учётом специфики профессии. В период с 2016 по 2017 г. было проведено анкетирование студентов-практикантов, специалистов-геологов и преподавателей кафедр физического воспитания 20 технических вузов Санкт-Петербурга по вопросам ППФП. В ходе исследования преподавателям рекомендовалось посещать предприятия, на которых трудятся студенты-практиканты и выпускники вуза, для изучения условий и характера труда специалистов, а также составления профессиограмм и паспортов профессий. На основе результатов опроса были сформулированы требования к развитию профессионально важных качеств инженеров геологического профиля, что позволило поставить дифференцированные задачи профессиональной подготовки. Эффективность дифференцированного подхода к подготовке студентов-полевиков была подтверждена результатами наблюдений за динамикой развития профессионально важных качеств будущих специалистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, полевые работы, характер труда, физическая культура, учебная практика, физические качества, эффективность труда.

Литература

  1. Грахов В.П. Формирование и развитие творческого потенциала личности студентов технических вызов / В.П. Грахов, Ю.Г. Кислыкова, У.Ф. Симокова // Записки Горного института – 2015. – Т. 213. – С. 110-113.
  2. Казанин О.И. Горное образование в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы / О.И. Казанин, К. Дребенштедт // Записки Горного института. – 2017. – Т. 225. – С. 369-375.
  3. Костромин О.В. Профессионально-прикладная подготовка студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 37-39.
  4. Панченко И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 32-34.
  5. Панченко И.А. Профессиональная подготовка студентов полевых специальностей средствами и методами физической культуры / И.А. Панченко, Г.В. Руденко // Человек и образование. – 2010. – № 2. – С. 103-106.
  6. Руденко Г.В. Роль педагогических условий в процессе подготовки специалиста в высшей школе / Г.В. Руденко, И.А. Панченко // Записки Горного института. – 2011. – Т. 193. – С. 143-145.