Генезис методологических этапов в олимпийской подготовке российских гребцов на байдаркахдготовке российских гребцов на байдарках

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Зароднюк1
А.И. Коваленко1
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Григорьев2
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный экономический университет,  Санкт-Петербург

Обсуждаются итоги историко-теоретической реконструкции этапов методологического обеспечения подготовки российских байдарочников к Олимпийским играм в 50-70-е, 80-90-е, 2000-2018-е гг. На этих этапах выделены опорные инновации, дана научная оценка проектов.
Инновационная волна НИОКР первого этапа (50-70-е гг.) – методология Г. Краснопевцева – ориентирована на достижение лидирующих позиций команды на Олимпийских играх за счёт повышения адаптационных резервов при наращивании объёма гребли и интенсификации предсоревновательной подготовки. На втором этапе (80-90-е гг.) в проектах олимпийской подготовки проявляется технологическая составляющая в использовании результатов НИОКР. Методология подготовки к Олимпийским играм ориентирована на интенсификацию подготовки. Проекты сфокусированы на концентрации ресурсов, повышении гибкости проектного управления, стимулировании соревновательной мотивации за счет кроссинговера технологий «блоковой периодизации» (методология В. Иссурина).
Третья волна использования новейших достижений НИОКР (начиная с 2000-х гг.) связана с импликацией экзогенных факторов – от внедрения технологических платформ до цифрового формата проектного управления (методология С. Верлина). Предусматривает организацию сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам систему олимпийской подготовки. Таким образом, реконструкция этапов методологического обеспечения олимпийской подготовки указывает на рекурсивный характер и аффилированность реализации проектов инновационным преобразованиям.

Ключевые слова: аддитивные технологии, инновации, конкурентоспособность, синергизм, структурогенез, транспарентность, управление проектами.

Литература

  1. Вишняков К.С. Итоги выступления сборной команды России по гребле на байдарках и каноэ на ХХХI Олимпийских играх 2016 в Рио-Де-Жанейро / К.С. Вишняков // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2018. – № 1 (23). – С. 7-10.
  2. Григорьев В.И. Форсайт тенденций и направлений развития студенческого спорта / В.И. Григорьев, И.Г. Герасимова, Е.С. Новикова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 25- 27.
  3. Каверин В.Ф. Основные направления подготовки советских гребцов на байдарках и каноэ к ХХV Олимпийским играм / В.Ф. Каверин, В.Б. Иссурин. – М., 1989. – С. 4-6.
  4. Краснопевцев Г.М. Участие советских гребцов на байдарках и каноэ в ХVI Олимпийских играх / Г.М. Краснопевцев // Теория и практика физической культуры. – 1957. – № 5. – С. 327-333.
  5. Силаев А.П. Основные направления методологии подготовки национальной команды (на примере гребли на байдарках и каноэ): автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1981. – 25 с.
  6. Тимофеев В.Д. Научные исследования гребных видов спорта СПбНИИФК – путь к золотым олимпийским медалям: исторический обзор // Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 27-28 сентября 2018 г. – СПб.: ФГБУ СПбНИИФК, 2018. – С. 82-89.
  7. Шубин К.Ю. Форсайт олимпийской подготовки российских гребцов на байдарках / К.Ю. Шубин, В.И. Григорьев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 8 (150). – С. 127-132.