Диверсификация понятий в методологии спортизированного физического воспитания

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Современные тенденции развития образования предоставляют возможности рассматривать спортизацию физического воспитания как новую методологию исследований, с одной стороны, а с другой – как инновационную технологию, позволяющую развивать педагогическую практику. Для эффективного использования этой методологии в системе образования необходимо расширить понятийный контент феномена спортизации. В связи с этим целью исследования стало раскрытие содержания понятий системы спортизированного физического воспитания.
Автор дает определение спортизации физического воспитания, под которым понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры обучающихся. В свою очередь, спортивная культура определяется как составная часть общей культуры, включающая деятельность и ее результат, связанный с высокими спортивными достижениями и подготовкой к ним, а также совокупность материальных благ, социальных и личностных ценностей спорта, присвоение которых способствует формированию гармонически развитой личности.
По мнению автора, одним из основополагающих понятий системы спортизированного физического воспитания является спортивная ориентация личности, которая определяется как интегральная личностная характеристика, обусловливающая избирательное осознанное эмоционально-ценностное и действенное отношение человека к определенному виду спорта или виду соревновательных упражнений.
Автор придает особое значение понятию спортивного образования, под которым понимается образовательное пространство социализации личности, обеспечивающее естественные условия формирования ее социальной активности и успешной жизнедеятельности средствами спортивной деятельности в области спортивной науки.

Ключевые слова: спортизация, спортивная ориентация личности, спортивная культура, олимпийская культура, олимпийское воспитание, спортивное воспитание.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 112 с., ил.
  2. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  3. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с., ил.
  4. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры и спорта. – 2009. – № 3. – С. 10-13.
  5. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ: концептуальные основы и технологические решения / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 1. – С. 5-8.
  6. Лубышева Л.И. Спортизация образования: от научной идеи к инновационной практике / Л.И. Лубышева // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания: матер. I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – М.: РГУФКСМиТ, 2016. – С. 32-42.