Психоэмоциональные особенности студентов – участников поискового отряда «Этерна»

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Айткулов1
Доктор биологических наук, профессор Н.В. Мамылина1
Доктор психологических наук, профессор В.И. Долгова1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Актуальность представляемого в статье исследования обусловлена необходимостью изучения психоэмоциональных особенностей студентов, занимающихся поисковой деятельностью, сопряжённой с эмоциональным напряжением, повышенной нагрузкой на все системы организма в целом и нервную систему в частности. Цель исследования – изучить зависимость индивидуальной минуты от уровня тревожности и показателя экстра- и интровертности студентов в ситуации поисковой деятельности. Исследование было проведено на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета. В нем приняли участие 15 человек 18-19 лет, являющихся участниками поискового отряда «Этерна», занимающегося поиском останков участников Великой Отечественной войны в местах многочисленных сражений во время войны на территории Псковской области.
Использован тест «Индивидуальная минута» (ИМ) в двух его вариантах: счет испытуемым в течение 60 с под контролем секундомера, при этом испытуемый старался уложиться в одну минуту астрономического времени; фиксировали с помощью секундомера время счета испытуемым от 1 до 60. Были определены психологические показатели уровня ситуативной и личностной тревожности по методике Спилбергера–Ханина, показатели экстра - и интроверсии по тесту Айзенка (форма А), а также оценивали способность длительного удержания высокого темпа двигательных реакций с использованием теппинг-теста в максимально быстром режиме его выполнения. Статистические взаимосвязи изучали с помощью непараметрических критериев Манна–Уитни и Спирмена (rs). Исследование психофизиологических особенностей организма студентов, занимающихся поисковой деятельностью, будет способствовать наиболее эффективному отбору при формировании отрядов, а следовательно, и более продуктивной деятельности.

Ключевые слова: психоэмоциональные особенности студентов, поисковая деятельность, эмоциональное напряжение, повышенная нагрузка, патриотическое воспитание, индивидуальная минута, тревожность, экстра-и интровертность.

Литература

  1. Батуев А.С. Мозговые механизмы поведения и высших психических функций / А.С.Батуев, С.В. Соколова // Журнал высшей нервной деятельности. – 2001. – Т. 51. – № 5. – С. 533-544.
  2. Григорьева В.Н. Типы когнитивно-поведенческих реакций на стресс / В.Н. Григорьева, А.М. Тхостов // Вестник новых медицинских технологий. – 2002. – Т. 9. – № 3. – С. 67-70.
  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
  4. Мамылина Н.В. Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена / Н.В. Мамылина, С.В. Буцык, Ю.Г. Камскова. – Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2010. – 207 с.
  5. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. – М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 2002. – Т. 1. – 312 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 томах / С.Л. Рубинштейн. – T. I. – M.: Педагогика, 1989. – 448 с.
  7. Судаков К.В. Теория функциональных систем и вероятностное прогнозирование поведения / К.В. Судаков // Журнал высшей нервной деятельности. – 2003. – Т. 53. – № 2. – С. 249-252.