Формирование ценностного отношения к здоровью: региональный опыт инновационной деятельности образовательных организаций

Доктор педагогических наук, профессор М.И. Лукьянова1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Шустова1
Кандидат психологических наук, доцент С.В. Данилов1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Рассматривается проблема состояния здоровья подрастающего поколения, одной из причин которой является недостаточная изученность процесса формирования положительного ценностного отношения школьников к своему здоровью. Один из путей решения данной проблемы связан с созданием субъективных условий, обеспечивающих ценностное отношение подростков к собственному здоровью и здоровому образу жизни.. Рассматривая здоровье как одну из значимых жизненных ценностей, обуславливающую удовлетворение человеком личностно значимых и социально обусловленных потребностей, авторы анализируют опыт региональных инновационных площадок, ведущих исследовательскую и экспериментальную работу в сфере здоровьесбережения и здоровьеформирования субъектов образовательной деятельности. В результате проведенного анализа предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности, направленной на формирование у различных субъектов ценностного отношения к здоровью. К ним можно отнести определение методологии, релевантной содержанию деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью различных субъектов образовательных отношений; использование надежных и валидных методик исследования; интеграцию вопросов здоровьесбережения в содержание образовательного процесса, вовлечение педагогов, детей и родителей в деятельность, связанную с сохранением и укреплением здоровья, целенаправленную подготовку педагогов к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности; активное продвижение опыта образовательной организации по формированию ценностного отношения субъектов образовательной деятельности к здоровью.

Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение к здоровью, инновационная деятельность, региональные инновационные площадки, субъекты образовательной деятельности

Литература

  1. Зарубина В.В. Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых / В.В. Зарубина, М.И. Лукьянова, М.А. Фахретдинова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 2. – С. 24-26.
  2. Котова И.Б. Опыт формирование ценностного отношений к здоровью у старших школьников / И.Б. Котова, Е.Н. Сухомлинова // Гуманизация образования. – 2012. – № 2. – С. 36-41.
  3. Лукьянова М.И. Реализация междисциплинарной программы «Обучение здоровью»: учеб. пособие для системы повышения квалификации работников образования / М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УИПКПРО, ЗАО МДЦ, 2009.
  4. Лукьянова М.И. Здоровьесберегающая образовательная среда как фактор формирования личностных результатов образования учащихся / М.И. Лукьянова, И.А. Галацкова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8 (часть 1). – С. 126-130. 20 октября 2018 (http: //top-technologies. ru/ ru/article/view?id=36116).
  5. Лукьянова М.И. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций / М.И. Лукьянова, Л.П. Шустова, С.В. Данилов // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». – 2018. Т. 7. – Вып. 2 (26). – С. 102-118.
  6. Маджуга А.Г.Теоретико-методологические основы исследования ценностного отношения к здоровью / А.Г. Маджуга, А.Б. Нурлыбекова, Т.Р. Нурмухамбетова // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2006. – № 10. Дата обращения 28 октября 2018 (https://cyberleninka.ru/article/v/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-iss...).
  7. Маркова А.И. Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор) / А.И. Маркова // Гигиена и санитария. – 2013. – № 3. – С. 60-65.