Анализ научных направлений диссертационных работ по проблемам физического воспитания в специальной медицинской группе: состояние и перспективы развития

Кандидат педагогических наук Е.И. Шеенко1
Аспирант Б.Г. Толистинов1
1Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул

Проведён анализ диссертационных работ в области физического воспитания занимающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам (СМГ), с целью изучения научно обоснованных методик, программ и технологий повышения качества физического воспитания учащихся и студентов СМГ. Рассмотрена эволюция научной проблематики диссертаций по двум научным направлениям: физиологические и педагогические науки, непосредственно относящиеся к организации учебно-воспитательного процесса по дисциплинам «Физическое воспитание» и «Физическая культура» в образовательных организациях всех типов и видов.
Приводятся краткие характеристики первых диссертаций по рассматриваемой проблеме. Взятые за основу предметные области позволили выявить общие направления в диссертациях, что, в свою очередь, позволило сгруппировать анализируемые научные труды по следующим направлениям: повышение качества физического воспитания; формирование физической культуры личности; использование конкретных средств физической культуры; повышение физической подготовленности и функциональных возможностей; учет различных факторов и вспомогательных средств физической культуры; ориентация на конкретные заболевания.
В ходе исследования установлены: наиболее актуальные направления в организации физического воспитания в СМГ, недостаточная активность научной деятельности и узкий спектр научных направлений исследовательских работ, а также смещение целевых ориентиров в исследованиях на узконаправленные задачи, не в полной мере решающие целевые установки физического воспитания.
Авторы приходят к заключению, что в теории и на практике отсутствуют методики формирования физической культуры личности, в которых первостепенной задачей должно стать формирование у обучающихся и студентов СМГ устойчивой потребности в самостоятельной физкультурной активности.

Ключевые слова: специальные медицинские группы, потребность, самостоятельная физкультурная активность.

Литература

  1. Бондарь С.Б. Оптимальный двигательный режим для студентов специальных медицинских групп [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / С.Б. Бондарь. – Малаховка, 1984. – 330 с.
  2. Вишневский А.М. Физическое воспитание студентов специальной группы в высшей школе [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.М. Вишневский. – Л.: ЛГИФК, 1953. – 25 с.
  3. Гаспаркене О.П. Физические и функциональные особенности организма учащихся, занимающихся в специальных медицинских группах, и анализ физического воспитания их [Текст] : автореф. дис. ... канд. биол. наук / О.П. Гаспаркене. – Вильнюс : Институт экспериментальной и клинической медицины МЗ Литовской ССР, 1972. – 32 с.
  4. Гуревич Е.Б. Исследование эффективности средств, режимов и методов физического воспитания в системе занятий со студентами специальных медицинских групп, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Е.Б. Гуревич. – М., 1977. – 246 с.
  5. Луконин Ю.В. Почему у школьников и студентов не формируется устойчивая потребность в физической культуре и здоровом образе жизни [Текст] / Ю.В. Луконин, Е.И. Шеенко, А.М. Поляков // Физическая культура в школе. – 2011. – № 5 – С. 2-6.
  6. Постановление от 11 сентября 1981 г. № 890 «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]: Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10897.htm (дата обращения: 23.08.2017)
  7. Шеенко Е.И. Анализ проблем формирования у студентов потребности в ценностях физической культуры [Текст] / Е.И. Шеенко, Е.В. Бодюков, В.В. Юров // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: https://www.science-education.ru/130-23602 (дата обращения 26.08.2017).