Роль обстановочной информации в афферентном синтезе двигательных действий боксера

Доктор педагогических наук, профессор И.С. Колесник1
Аспирант Д.А. Осипов1
Аспирант Ф.А. Гатин1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Рассматривается решение вопросов совершенствования тренировочного процесса, направленных на выявление роли афферентного синтеза двигательных действий. Материалы проведенного исследования позволили установить содержание такого значимого структурного компонента афферентного синтеза, как обстановочная информация, включающая следующие элементы: особенности расположения ринга; количество зрителей и их реакция на ход боксерского поединка; степень объективности судейства; адекватность реагирования единоборца на технические приемы соперника. Рассматриваются условия, обеспечивающие эффективность формирования навыков использования обстановочной информации в афферентном синтезе атакующих и защитных действий: точность прогнозирования технических приемов противника; способность к концентрации внимания на выявление момента начала атаки; упрочение навыков дифференцирования внешних раздражителей. Разработана методика формирования навыков реагирования на ведущие компоненты обстановочной информации, обеспечивающие решение следующих задач: закрепление навыков концентрации нервно-мышечных усилий на ведущем структурном элементе обстановочной информации; четкое прогнозирование вида и характера атакующего приема соперника по его первым подготовительным действиям; упрочение навыка адекватного реагирования на моторные акты противника, составляющие основное содержание атаки; формирование способности к опережению атакующих приемов противника. Эффективность методики формирования навыков быстрого реагирования на различные компоненты обстановочной информации была доказана в ходе педагогического эксперимента.

Ключевые слова: боксеры массовых разрядов, обстановочная информация, методика, педагогический эксперимент.

Литература

  1. Акопян А.О. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализирующих детско-юношеских школ олимпийского резерва (Текст) / А.О. Акопян и др. 2-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 72 с.
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
  3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  4. Колесник И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет / И.С. Колесник. – Ульяновск, 2010. – 342 с.
  5. Колесник И.С. Интеллектуальная подго­товка боксеров / И.С. Колесник. – М.: Теория и практика физической культуры, 2015. – 132 с.
  6. Лубышева Л.И. Современный подход к исследованию пространства / Л.И. Лубышева, С.Н. Филимонова // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 2. С. 2.
  7. Назаренко Л.Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 10. – С. 9-12.
  8. Назаренко Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д. Назаренко, Е.А. Анисимова. – М.: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. – 80 с.